Введение в онтопсихологию - стр. 6
Внимательно наблюдая за любым из нас, можно заметить, что внутри каждого действует определенный закон, принцип, интенциональность. Жизнь уже предопределила нас неким образом – наше химическое, биологическое, физиологическое, моральное состояние.
Эту предопределенность, эту формальную основу я называю «природой». Природа (от гр. и лат. nouz, noev – «думать», tiqhmi – «давать место», rev, ruere – «бежать», «протекать») – то, как принцип проистекает из самого себя; как вещь, форма происходит из своего принципа; как индивид происходит из своей собственной формы, как происходит рождение; как возникает форма, позиция ума. Речь идет о принципе, факте, который предшествует мне.
Например, входя в здание университета, я вижу дверь, лестницу, другие помещения: здесь не может быть случайностей, так как ум обладает способностью формализовывать в определенном порядке расположение мест и объектов. Я продолжаю анализировать, вижу различные объекты: стол, стулья, силуэты и одежду окружающих, не изучая их самих. Логически я прихожу к пониманию, что здесь находятся определенного свойства люди. Если хватает терпения проанализировать всю совокупность внутренних и внешних проявлений, то можно понять общую цель или намерения этих людей.
В природе действует фундаментальный закон, который человек не может обойти, поскольку его существование предопределено самой природой.
Этот фундаментальный критерий природы я называю Ин-се (In Se) человека. Это изначальная априорная сущность, строгий категориальный порядок, присущий любому человеку[7].
Прежде всего этот принцип должен быть ясен психологической науке, так как он представляет собой уникальный критерий точности оценки любого состояния и любой ситуации. Этот принцип является основой организмического познания.
Человек потерял способность к такому типу познания, но именно организм в целом обеспечивает деятельность отдельных органов – сердца, печени, глаз, легких, кожи. Организм как единое целое обеспечивает жизнедеятельность каждой природной индивидуации.
Сознание следует за фактом существования, а не предшествует ему: некий порядок автономно проявляет себя в действии жизни «здесь и сейчас».
Так же, как в университете вся деятельность осуществляется под единым руководством, так и деятельность организма и отдельных его частей организуется из единого центра. Интенциональность природы действует здесь, в этом теле, поэтому не нужно уходить от самих себя, чтобы понять – ответственность, плоть экзистенции находятся «здесь и сейчас». Я здесь являюсь феноменологией моего онто Ин-се.