Всеобщая история в занимательном изложении - стр. 17
Как видим, жить в Древнем Риме было не скучно.
Надо отметить ещё одного человека. Это Луций Силан, римский патриций, когда-то обручённый с Октавией. После того как Клавдий I женился на Агриппине-младшей, Силан покончил с собой (в 49 г.). Он предвидел все те крупные неприятности, которые впоследствии произошли. Он понимал, что Агриппина – интригантка, и ничего хорошего нельзя ждать ни от неё, ни от её сына.
Пульхерия
Она была сестрой византийского императора Феодосия II. Тот, слабохарактерный от природы, был игрушкой в руках придворных, которые творили (во дворце, в столице, в стране) всё, что хотели. Пульхерия, видя все эти безобразия, решила взять власть в свои руки. Вчерашняя монашенка сделала это быстро и решительно, а Феодосий легко подчинился её воле.
Христианство стало в Римской Империи (куда первоначально входила Византия) разрешённой, а затем и господствующей религией сравнительно недавно – с начала IV века. В монастырях того времени читали Евангелия и полагали их тексты прямым руководством к действию. Так, в Евангелии от Матфея (19:24) написано, будто бы Иисус Христос сказал своим ученикам: «Легче верблюду войти в угольное ушко, чем богатому в Царствие Небесное». Поэтому монахи той поры жили аскетами. Пульхерия, воспитанная в строгих монастырских правилах, заставила и брата, и всех придворных жить с самоограничением, удовлетворяясь только самым необходимым. (В Средние века договорились считать, что это высказывание Христа носит, мол, аллегорический характер, жизнь в монастырях стала сытой и благополучной).
Пульхерия активно взялась за искоренение коррупции. Чиновники всех уровней раньше без зазрения совести брали взятки, иногда скандально большие. По настоянию Пульхерии, Феодосий II подписал указ, согласно которому любому чиновнику, схваченному за руку при получении взятки, публично отсекали голову. Головы посыпались. Очень скоро коррупция в стране исчезла.
Как-то раз Пульхерия встретила молодую гречанку, ненадолго приехавшую в Константинополь. Девушка отличалась редкой красотой в сочетании со столь же редкой скромностью. Пульхерия подумала, что эта гречанка могла бы стать женой брата (тому было 33 года, давно пора жениться). Феодосий, уже ни в чём не перечивший сестре, и не вздумал отказаваться. Тем более не стала возражать гречанка, но ей пришлось принять православие, а с ним и новое имя, Евдокия.
Со временем Феодосий не только привязался к жене, но и полюбил её. А Пульхерию стали одолевать тревожные мысли о том, не захочет ля Евдокия воспользоваться обстановкой и взять бразды правления в свои руки, оттеснив её, Пульхерию. Поэтому Пульхерия организовала слежку за Евдокией, пытаясь, говоря по-современному, собрать на неё компромат. Вскоре пришло первое донесение: Евдокию видели вместе с министром двора, Павлином, они о чём-то мило беседовали, вместе чему-то смеялись. Этого было недостаточно, чтобы обвинить Евдокию в супружеской измене, но и оставить такой случай без последствий представлялось недопустимым.