Размер шрифта
-
+

Всеобщая история рекламы - стр. 17

Рис. 2.2. Трансформация знака: от пиктограммы к иероглифу

4. Слоговое письмо. Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская) и другие наследники шумерского письма.

5. Алфавитное письмо – совокупность символов, букв (или других графем), расположенных в жестком порядке и предназначенных для воспроизведения определенных звуков (рис. 2.3). Современные европейские алфавиты развились из греческого алфавита (латиницы). Изобретение славянской азбуки и алфавита (кириллицы) связано с именами просветителей Кирилла и Мефодия.

Рис. 2.3. Финикийский алфавит в сопоставлении с современной латиницей

На протяжении истории развития коммуникаций информация передавалась на различныx носителяx: глиняных и восковых табличках, папирусе, пергаменте, бересте и наконец бумаге. Бумага (от итал. bambagia) предположительно была изобретена в Китае во II в. н. э. Первоначально она изготавливалась из шелковой ваты, замоченной древесной коры, конопли, шелковицы и волокон бамбука. Сегодня бумага производится из целлюлозы.

Итак, история человеческой цивилизации (от лат. civilis – государственный, гражданский) насчитывает не более 6 тыс. лет. Напомним, что человеческая культура как надбиологическая форма передачи и хранения информации, как система социального, а не генетического наследования опыта жизнедеятельности человека, сформировалась десятки тысяч лет назад. Цивилизация же существенно моложе.

Цивилизация – многозначное слово, но чаще всего под ней понимают ту стадию развития человеческого общества, которая противостоит дикости и варварству. Для цивилизованного общества характерны:

• система экономических отношений, основанная на разделении труда;

• социальная дифференциация (выделение классов и социальных слоев);

• имущественное неравенство и формирование института собственности;

• централизация части прибавочного продукта правящим классом через налоги, оброк, общественные работы;

• контроль правящего класса за производством и распределением;

• вытеснение прямого обмена продуктами рынком, контролируемым профессионалами (купечеством или представителями государства);

• замена первобытной магии религией, возникновение религиозных институтов;

• возникновение науки, институционализация образования;

• политическая структура, в которой власть, основанная на родстве, замещается властью правящего класса, основанной на принуждении (т. е. государством).

Именно государство, обеспечивающее воспроизводство культуры, социальных отношений, единство и защиту территории, составляет основу цивилизационной системы.

Страница 17