Все тайны реинкарнации. Реальность жизни после смерти - стр. 21
Но, несмотря на то что в китайской литературе существовал особый жанр, связанный с раскрытием темы реинкарнации, она так и не стала ведущей ни для китайского искусства, ни для мировоззрения китайцев в целом. Эта тема только дополняет традиционные сюжеты необычного, чудесного и поучительного. По представлениям китайцев, реинкарнация, как и бессмертие, явление уникальное, а потому и нечастое, ведь уникальные и самые глубинные события и знания являются миру редко.
В целом же можно сказать, что идея реинкарнация в Китае так и не стала определяющей, она всегда соединялась с даосскими представлениями о жизни как сне, о необходимости совершенствования своего тела и духа для долгой жизни. Все дело в том, что древняя традиция призывала китайцев жить вечно в своем облике и уходить без возврата, а не воплощаться бессчетное количество раз для достижения просветления. Китаец мог достичь этого всего лишь за одну жизнь.
РЕИНКАРНАЦИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ
Вопрос о вере в переселение душ в христианстве – вопрос сложный и даже драматический. За два тысячелетия существования этой религии вера в реинкарнацию души после смерти проделала путь от догмы до ереси. Это значит, что сейчас многие богословы, священники и историки религии не могут однозначно ответить на вопрос: «Существует ли реинкарнация в западном мире?». А вот ответ на вопрос: «Можно ли верить в переселение души христианину?» – зависит от того, к какому лагерю принадлежит отвечающий. Все современное христианское сообщество разделено на два лагеря: те, кто верят в реинкарнацию, и, соответственно, те, кто не верят.
В чем же здесь дело? Истоки таких противоположных воззрений следует искать в начале прошлого тысячелетия, в тех временах, когда жили и творили Отцы Церкви. Здесь будет уместно совершить исторический экскурс. Дело в том, что в первые века существования христианства проблема бессмертия души, а как следствие, и проблема реинкарнации являлась главной методологической проблемой новой религии. Если угодно, это была теологическая проблема. Сейчас уже достоверно установить верили ли первые христиане в переселение души из одного тела в другое не представляется возможным, хотя такие попытки совершаются западными теологами. Многие из них, в частности Лесли Уайтхед и знаменитый христианский писатель Эдгар Кейс, уверены, что в раннем христианстве совершенно определенно существовала вера в возможность переселения души и на это есть указание в Библии. И здесь в противоречие и даже противоборство вступают ортодоксальная доктрина христианской церкви и элементарная логика вкупе с исторической справедливостью.