Все адмиралы были троечниками 2 - стр. 29
Так что корабельная качка – явление многогранное. Без нее море не было бы морем, и в нем было бы скучно, как на железной дороге.
Кстати, она, как ни что другое, подтверждает главную философскую истину – в жизни все циклично, поэтому за провалом, даже самым глубоким, обязательно будет подъем. Правда, на вершине тоже долго не задержишься.
Да и сама качка когда-то закончится, как все на этом свете…
Дура лекс (физико-философское эссе)
Сразу разочарую читателей, зачитывающихся детективами. Любимое выражение блюстителей правопорядка «Dura lex, sed lex» («Закон суров, но он – закон») в том смысле, с каким они обращают его к преступникам, не имеет никакого отношения к тому, о чем пойдет речь ниже. Дальше будет о другом – о жестокости и, не побоюсь этого слова, античеловеческой сущности законов Природы.
Мало-мальски наблюдательный человек замечает, что шутки с законами обязательно плохо заканчиваются – от двойки на экзамене до пожизненного срока.
Строгость законов государства объяснима – сурово карая, оно защищает граждан (а в конечном счете само себя) от всякого рода асоциальных элементов.
Выскажу предположение, что законы Природы (например, Ома или Ньютона) ничего не защищают. Их задача в другом – постоянном напоминании Человеку о его ничтожности, слабости и, главное, смертности. Его как будто наказали за что-то и не дают выйти за флажки, развешанные на границе дозволенного. Забрался выше положенного – будь любезен, умри от кислородного голодания и холода, нырнул поглубже – получи отличную кессонную болезнь, решил разогнаться – вот тебе крутой вираж, на котором очень удобно убиться.
Что это, как не унижение: «Помни, Человек, ты – мошка несчастная». Для этих же целей существуют смерчи, лавины, землетрясения и цунами.
На уроках биологии учат, что в природе нет жестокости, там царит циничная целесообразность и разумная необходимость. Но то, как Природа ведет себя с Человеком, очень смахивает на месть.
Кто же и за что его наказал?
Давайте вчитаемся в закон сохранения материи, сформулированный еще в пятом веке до нашей эры греком Эмпедоклом: «Ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть, уничтожиться».
И сравним с этим: «В поте лица твоего будешь добывать хлеб…» [2] Вот и ответ. Известная всем парочка легкомысленно отведала райских яблочек не только на свою голову, но и на головы последующих поколений.
Человечеству такой закон, разумеется, не нравится, особенно его первая часть. В генной памяти людей живут смутные воспоминания о вечной халяве, курортной погоде круглый год и постоянном ничегонеделании. Они пытаются нарушить подобные законы, но тщетно. Природа напоминает часового на посту, который сначала безразличным голосом предупредит: