Время «безгрешных» - стр. 2
Итак, дерево познания злом не было. Но злом было его неправильное, несвоевременное употребление. Людям просто нужно было дорасти до его безопасного употребления, а пока не доросли, Бог строго сказал: «Нельзя!» Своим детям мы говорим точно так же, правда? Адаму и его жене нужно было духовно вырасти, но они не послушались Бога, поспешили, и потому случилась беда.
Итак, первые люди пошли на поводу у змея, вкусили плод, но богами не стали. Первым чувством, которое они испытали, был стыд. Они увидели, что наги, и устыдились (см. Быт. 3, 7). Но разве раньше они не видели тел друг друга? Видели. Но тогда они не стеснялись, потому что не были друг другу чужими. Это кость от костей моих и плоть от плоти моей, – говорил Адам о своей жене раньше (Быт. 2, 23). То есть Адам и его жена были связаны незримыми нитями, до грехопадения между ними было некое единство, которое нам сейчас трудно себе представить. Быть может, каждый из них был как бы вторым «я» друг для друга, а мы ведь вряд ли станем стыдиться своего второго «я», верно?
Но вот они согрешили, и все изменилось. Теперь незримые нити порваны, и отныне Адам и жена – два оторванных друг от друга человека. Более того, два чужака. И потому они стыдятся того, чего раньше не стыдились, ведь нас смущает пристальный взгляд чужого.
Но и это еще не все. Бога, Творца, давшего им и мир вокруг, и друг друга, и саму жизнь, они тоже начали стыдиться, воспринимая Его как чужого. Они начали прятаться от Бога. И здесь были порваны нити, незримые нити, соединявшие, роднившие Господа и Его любимое творение – людей…
А потом между Создателем и первыми людьми произошел вот такой разговор: «Не ел ли ты запретный плод с дерева?» – спросил Творец Адама. Ах, если бы Адам ответил: «Да, ел. Я не прав, прости! И знаешь, со мной что-то не так. Все изменилось, все стало чужим. И мне плохо, больно от этого! Пожалуйста, исцели меня!» Быть может, тогда судьба человечества сложилась бы иначе… Но Адам ответил так: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12). То есть: «Я ел, конечно, но я не виноват! Виновата жена, да и Ты тоже, ведь это Ты дал мне ее!»
Тогда Бог обратился к жене. Но и в ее словах не услышал раскаяния. Змей обольстил меня, и я ела, – сказала жена (Быт. 3, 13). То есть: «Я ела, конечно, но я не виновата! Это все змей! А может, и Ты, Господи. Если бы Ты не создал змея, он бы меня не обманул. Если бы Ты не дал мне уши, я бы змея не слышала! Если бы здесь не росло это дерево, я бы его плодов не ела! И Адам, кстати, вполне мог отказаться и не есть запретный плод, когда я ему предложила. Но он ел! Все кругом виноваты, но не я, не я!»