Времена и право - стр. 25
Но это отнюдь не призыв к человечеству вернуться в первобытное состояние в духе вульгарного анархизма. В книге изложено немало практических рекомендаций, как управлять сложной структурой человеческого общества. Их суть опять же – призыв к мудрости правителей, но к мудрости, основанной не на знаниях, а на интуиции, умении обуздывать желания и страсти. Не надо просвещать людей: людьми, у которых много знаний, трудно управлять. Но в отличие от доктрины легизма глупость людей должна использоваться не против них во имя сильного государства, а, наоборот, для их блага[67].
Провозвестником вульгарного анархизма («голый человек на голой земле») скорее следует считать даосиста Чжуан-цзы (369–286 гг. до н. э.), который решительно осуждал цивилизацию и государство с его институтами и призывал к уходу в простоту первозданной природы, в естественность элементарного существования. Именно он приписал Конфуцию чисто даосистские высказывания и оценки[68].
Приведенные выше концепции государственного устройства и правовых систем доминировали в различные исторические периоды истории Китая. После того, как в 221 г. до н. э. возникла первая китайская империя Цинь, император Цинь Шихуанди осуществил жесткие реформы на основе легизма. Он казнил конфуцианцев и сжигал их книги.
Это был период окончательного становления империи, которая достигла небывалого могущества. Император отдает распоряжение об укреплении Великой Китайской стены, которую начали строить преимущественно еще во времена Воюющих Царств с целью обозначить границы начавшей формироваться империи и оградить ее от набегов хунну. Теперь Стену надстраивают и значительно удлиняют. Для ее строительства была создана мощная трудовая машина под командованием полководца Мэн Тяня. Строительство длилось около 10 лет. Участие в работах приняли почти 2 млн человек. Из-за эпидемий и непосильного труда погибли десятки тысяч работников. Невыносимые условия существования вызвали возмущение даже самых безгласных «винтиков» этой машины. Это привело к ряду народных восстаний, которые стали одной из причин падения династии Цинь.
Во времена второй в истории Китая династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) в годы правления императора У-ди (140–87 гг. до н. э.) на вооружение было взято восстановленное и реформированное конфуцианство, которое стало господствующей официальной идеологией вместо дискредитировавшего себя легизма с его жесткими нормами и бесчеловечной практикой. Однако это реформированное конфуцианство уже содержало в себе элементы легизма, особенно в отношении к законодательству. Поздние конфуцианцы признавали пользу и необходимость законов. Происходил синтез этих двух учений, и легизм стал одной из важнейших частей ортодоксального конфуцианства и бюрократической системы управления, функционировавшей в Китае без каких-либо существенных изменений с конца I тыс. до н. э. вплоть до начала XX в.