Времена и право - стр. 21
Особенно плодотворным в развитии философских учений в Китае стал период Воюющих Царств (V–III вв. до н. э.). Наиболее значимыми являются труды Конфуция (Кун-цзы; 551–479 гг. до н. э.), Лао-цзы (VI–V вв. до н. э.) и Шан Яна (Гуньсунь Ян; 390–338 гг. до н. э.).
В VI–III вв. до н. э. Китай переживал значительный экономический подъем. Это был период широкого распространения железных орудий. Возникало много новых городов, расширялись старые. Растущие торговые связи способствовали развитию водного транспорта.
Основной социальной организацией Древнего Китая продолжительное время была патронимия. Она объединяла от нескольких сотен до тысяч больших семей, принадлежавших к одной родственной группе. Глава большой семьи являлся распорядителем имущества и пользовался огромным авторитетом у ее многочисленных членов.
Сыновья и младшие браться были обязаны почитать главу, отцов и старших братьев.
Члены каждой семьи были связаны не только родственными связями, но и религиозной, социальной и хозяйственной общностью. Вся жизнь внутри этого социального коллектива определялась обычаями. Не было не только частной собственности на землю, но и постоянных отношений по поводу пользования землей. В древнекитайских письменных памятниках содержатся сведения о существовании обычая регулярного передела полей в рамках отдельных земледельческих поселений. Поля делились на три категории: хорошие, средние и плохие. Тучными землями не разрешалось радоваться кому-то одному, но и постоянно страдать от плохих земель тоже не разрешалось[60]. Этот традиционный принцип распределения сельскохозяйственных земель начал нарушаться в VII–V вв. до н. э.
Период VI–III вв. до н. э. стал переломным в истории Древнего Китая. Началось формирование частной собственности на землю, развивались частные ремесла, торговля, росли города. Складывается новая система ценностей, разрушаются патронимические и семейные связи. Стали возникать ситуации, когда внук богат, а дед беден, когда богатые родственники отказывались помогать бедным сородичам. Поэтому многие интеллектуалы того времени испытывали ностальгию по «золотому веку» прошлого. Особенно ярко проявилась она в учении Конфуция[61].
Базовая идея учения Конфуция – идея гармонии как главного условия всеобщего мирового порядка, равновесия в мире и, следовательно, счастья людей. Речь идет о гармонии как между людьми и природой, так и между самими людьми. Гармония между людьми обеспечивается их поведением, которое должно соответствовать «естественному порядку», т. е. добродетели и морали. Средством поддержания этой гармонии служит соблюдение традиций и моральных норм