Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной - стр. 90
Отец Небесный ждет от нас покаяния истинного и искреннего. Чувство раскаяния в совершенных согрешениях должно быть не поверхностным, но истекать из глубины сердца. При этом для нас должны существовать только свои грехи. Как легко самооправдаться перед Богом и духовным отцом, как просто вину за свои согрешения переложить на других! «Они, мол, ближние, меня до такой жизни довели, так что и вся вина на них, а не на мне! Да и что мои грехи значат по сравнению с грехами того-то и того-то…» Не этого ждет Господь! Не нашего оправдательного мудрствования, а плача душевного, когда не других мы обвиняем в своих согрешениях, а самих себя, когда нет в нас потребности и стремления осуждать брата, мы сами готовы нести перед Богом и людьми положенное наказание. За такую искренность Вседержитель посылает нам не наказание, а помилование, разрешает от всех грехов, убеляет души несказанной чистотой оправдания. И дает ни с чем не сравнимую награду – возможность соединиться с Господом нашим Иисусом Христом в таинстве Святого Причащения, стать храмом Божиим, принимающим в себя Спасителя!
Вместе с преподобным Ефремом Сириным испросим сегодня у Бога великого дара – не осуждати. Грех осуждения – один из самых распространенных и опасных грехов, в который мы постоянно впадаем. Этот грех по немощи человеческой очень легко совершить но, исповедав, трудно не повторить. Как привыкли мы видеть, обсуждать и осуждать чужие промахи и падения, страсти и пороки! А порой бывает и так, что обманываемся, явно клевещем, говорим неправду, но все равно упорно продолжаем осуждать. Между тем грех осуждения особенно страшен, ведь он лишает нас Божественной благодати. Осудил ближнего – прогневал Бога! Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Столь обычный для всех грех – осуждение ближних навлекает на нас тягчайшее наказание».
Спросим себя, готовы ли мы предстать перед праведным судом Творца ради каких-то мелких эгоистических амбиций, или зависти, или жесткосердия, или простого недоброго любопытства? Не слишком ли высока плата за невоздержание языка и мысли?! И чем можно оправдать свое недостойное поведение перед Богом? Сам Господь ясно и однозначно предупреждает нас: Не судите и не судимы будете. Грех осуждения тяжел для преодоления, но он вовсе не всесилен. Когда, братья и сестры, перед нашими глазами постоянно будут стоять собственные грехи, и мы их будем видеть, придет смирение, раскаяние, ощущение своего недостоинства, и нам станет не до осуждения ближних! Преподобный Моисей об этом говорит так: «Если будем внимательны к своим грехам, мы не будем смотреть на грехи ближнего. Ибо это неразумение человеческое оставлять своего мертвеца и идти плакать над мертвецом ближнего». Сам старец этот явил однажды пример подлинного неосуждения. Подвизался он в монастыре. И вот в этой святой обители один инок согрешил. Грех его вскрылся, братья монастыря решили собраться в келье грешника и общественно обличить его. Позвали преподобного Моисея. Как же поступил этот праведный муж? Он взял большую корзину, ветхую и с многими дырами, насыпал ее полную песком, взвалил себе на плечи и пошел на судное собрание. Естественно, за ним тянулся значительный след от сыпавшегося песка. Братия обители, встретив старца, удивились и спросили: «Что это такое, отец?» Преподобный ответил: «Это грехи мои сыплются позади меня, но я не смотрел на них, а пришел судить грехи чужие». Тогда поняли монахи, как они ошиблись и не осудили согрешившего брата.