Размер шрифта
-
+

Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной - стр. 78

и благое иго Христовы, под которыми в сладчайшей беседе с Всевышним забываются ничтожные земные утехи и заботы. Святитель Феофан Затворник говорит: «Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его; но начни – и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота пос ле тягостной жизни. Примите только к сердцу то, что требует, что дает и что обещает пост, – и увидите, что иначе сему и быть нельзя. Ибо чего требует пост? Покаяния и исправления жизни. Что дает? Всепрощение и возвращение всех милостей Божиих. Что обещает? Радость о Духе Святе здесь и вечное блаженство на Небесах. Восприми все сие сердцем и не возможешь не возжелать поста».

И действительно: мы видим, что обычно избегают поста закоренелые грешники, все интересы которых в земной суете, хотя им-то особенно необходимы пост и покаяние. А люди праведной жизни, которым как бы можно и не поститься, с особым усердием и строгостью прилежат посту. Так происходит, потому что люди духовные осознают пост как живейшую, насущную потребность души, стремящейся в объятия Господа Любящего.

Так да постится каждый из нас «постом приятным и благоугодным Господеви», пищей небесной насыщая свою изголодавшуюся душу. Ибо, по слову апостольскому: Мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2, 17). Аминь.

СЛОВО 15

О духовном делании

В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения…

Из молитвы прп. Ефрема Сирина

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!


Вот и вступили мы с вами в благодатное и целительное поприще святого Великого поста. По неизреченной милости Божией открыто для нас это время – время молитвенных трудов и искреннего покаяния. Теперь оставляется все суетное, тщетное, земное, а внимание сугубо сосредоточивается на душе нашей – трепещущей, исстрадавшейся от грехов и ждущей умелого, правильного духовного делания. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Тем и хорош пост, что он устраняет заботы души, прекращает угнетающий ум дремоту, обращает все помыслы к самой душе».

Люди постящиеся знают, как пост благодатно укрощает ненужные, плотские желания, сдерживает страсти и греховные порывы сердца, возводя нас на ангельскую чистоту праведной жизни. Для верующего человека святой Великий пост есть ни с чем не сравнимая врачебница, излечивающая душевные недуги. Более того, по словам преподобного Ефрема Сирина, пост «радует Ангелов Хранителей наших, потому что посредством поста и молитвы мы делаемся им близкими». Вот почему вслед за святыми отцами Церкви Христовой мы называем пост

Страница 78