Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной - стр. 52
Опамятовавшись, блудный сын сказал себе: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода (Лк. 15, 17).
Без Господа мы не можем делать ничего, а с Ним все возможно. За свою многовековую историю Россия уже несколько раз стояла на краю гибели. Но и от иноземного порабощения, и от наполеонова нашествия спасалась Православная Русь всенародным покаянием и всенародной молитвой. Если народ наш найдет в себе духовные силы совершить это и сейчас, – развеются, как дым, все напасти.
Возлюбленная паства! Пусть не пугают вас нынешние трудные времена, да не коснутся ваших душ пагубное смятение и уныние. Добрый Пастырь Христос сохранит и напитает «малое Свое стадо». Будем горячо молиться о возвращении всех сынов и дочерей земли Русской в объятия Отца Небесного, будем уповать, что возликуют о нашем народе ангельские хоры и речет Господь: «Этот сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Аминь.
СЛОВО 8
О неполезном и позволенном
В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
1 Кор. 6, 19
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня апостол Павел обращает свое мудрое слово к коринфским христианам (см. 1 Кор. 6, 12–20), чтобы раскрыть им недостатки, которые у них есть, и предостеречь их от греховных излишеств. Коринфянам довелось жить в процветающем столичном городе, являющемся крупным торговым портом, связывающим Азию с Европой. В городе этом всего было вдоволь – и роскоши, и нищеты. Кроме того, каждые два года в Коринфе проводились так называемые истмийские игры, грандиозное зрелище, собиравшее тысячи людей из разных стран. Жители Коринфа привыкли ничему не удивляться, к тому же, здесь царил культ античной богини Афродиты (Венеры), покровительницы сладострастия и распутства. Крайняя развращенность не считалась здесь противоестественной, а к целомудренной жизни мало кто стремился. В древности выражение «жить по-коринфски» означало крайнюю степень нравственной развращенности.
Вот в каком городе пришлось проповедовать Евангелие апостолу Павлу. Говорить о чистоте душевной и телесной, о духовном начале бытия, о Господе нашем Иисусе Христе, распятом и принявшем смерть на кресте за грехи рода человеческого, здесь было очень трудно.
Полтора года бился апостол Павел, но не мог достучаться до сердец жителей Коринфа, погрязших в грехах и пороках. Но все-таки труды апостольские не были напрасными, в 53 и 54 годах по Рождестве Христовом здесь появилось немало сподвижников апостола и последователей истинной христианской веры. Более того, Коринфская Церковь стала известна всему миру добрыми начинаниями, в том числе милосердием и благотворительностью. Но языческие веяния продолжали проявляться в жизни коринфских христиан. Слишком уж дороги для них были плотская свобода и распущенность нравов, любовь к многословию и вольное обращение. И еще коринфяне азартно увлекались спорами.