Размер шрифта
-
+

Возвращение домой. Когда рождается вера - стр. 24

Очищать сердце очень трудно. Иногда люди добиваются этого личными усилиями, но так бывает редко. Чаще всего наши сердца очищаются скорбями. Если мы терпеливо их сносим, без ропота, то это нам служит к очищению. Венцом очищения является блаженное состояние, некое «созерцание» Бога, и к этому нужно стремиться. Не глазами нужно ощутить Господа, но сердцем, в которое Он хочет войти, чтобы сотворить в нем Себе трон и воцариться.

Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами Божиими. Это одно из последних евангельских блаженств, которое ублажает людей, несущих мир в окружающий мир. Слово «мир» имеет различные значения. В советское время на плакатах писали «Миру – мир». Мы на службе молимся о мире всего мира. Есть мир как космос, как организованная вселенная, и есть мир как состояние, как примирение с Богом.

Примирившийся с Богом человек может изливать, источать, дарить в окружающий мир свое состояние, распространять его вокруг себя. Если внутри его нет, то и снаружи его быть не может. Блажен тот, кто внутри себя стяжал благодатное состояние, тогда он сможет поделиться им, и возле него другому тоже будет хорошо. Примирить враждующих, не имея мира в себе, дело сомнительное и вряд ли возможное. Дать можно только то, что имеешь. Поэтому цель заключается в том, о чем сказал святой Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Блаженны стяжавшие мир в себе, потому что они дадут этот мир другим, другие его впитают, и насладятся им, и станут детьми Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. На каком-то этапе человек, достигнув состояния праведности, начинает мешать многим. Тогда его гонят вон, и он вынужден уходить. Если его гонят не за грехи, а за правду, тогда он блажен, хотя это и тяжело. Святым ведь тоже тяжело, они же не наслаждались, когда их били. Им было больно, но они терпели, когда их выгоняли, они не радовались, они скорбели, но уходили.

Скажем, святитель Иоанн Златоуст скорбел, покидая константинопольскую кафедру, но уходил, потому что выгоняли его за правду. Слишком многим он наступал на «мозоль», так что перетревоженный улей сребролюбцев и властолюбцев выгнал его с глаз подальше – благо, что не убили.

Изгнанные за правду люди блаженны не потому, что им хорошо уже сейчас, а потому, что не имеют здесь постоянно пребывающего града, но грядущего взыскуют (см.: Евр. 13:14). Они являются очевидными насельниками будущего Царства. Они вынуждены бродить по земле, как Авраам ходил, не имея для своей стопы земли ни на пяту. Но он был насельником будущего города, который устроил Бог – Небесного Иерусалима. Праведность и святость вместо почтения и преклонения рождают гонения и преследования. И чтобы не отчаялся человек, Евангелие говорит ему, что «все будет хорошо, ты не переживай, в этом мире утешение временное, а конечное, полное утешение, будет потом».

Страница 24