Размер шрифта
-
+

Возвращение домой. Когда рождается вера - стр. 13

Некоторые люди небрежно изображают на себе крестное знамение: или не складывают пальцы правильно, или машут перед собой, ломая крест, или кланяются до свершения знамения. Святой Иоанн Златоуст говорил, что бесы радуются такому неистовому маханию. Напротив, крестное знамение, совершаемое с верою и благоговением, устрашает бесов и погашает греховные страсти, привлекая Божественную благодать.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, в знак нашего смирения мы сопровождаем свои молитвы поклонами. Поклоны бывают поясными и земными. Поясной поклон – это когда человек сгибается в поясе. Земной поклон – когда человек опускается на колени и касается лбом земли.

Крестное знамение можно назвать благодатным таинством, которое совершается каждым христианином независимо от пола, возраста и священного звания. История сохранила много примеров того, как совершались знамения и чудеса при помощи животворящего креста. Так, к примеру, Мария Египетская, осенив Иордан крестным знамением, перешла по нему, как посуху. Зачастую, знаменуя крестом больных, святые целители возвращали им здоровье.

Осеняя себя крестным знамением, христианин тем самым показывает, что он хочет быть под всегдашней защитой и опекой Господа Иисуса Христа.

Полагать знак креста на еду перед ее вкушением; на дорогу, по которой собираемся идти, – должно быть всегдашним и естественным обычаем для всех христиан. По традиции, знаком креста благословляются меньшие от больших: миряне от священников, дети от родителей.

По слову Кирилла Иерусалимского, знаменующий себя крестом принадлежит Распятому. Осеняя себя крестным знамением, христианин тем самым показывает, что он хочет быть под всегдашней защитой и опекой распятого за нас и воскресшего для нас Господа Иисуса Христа.

Крещение – вхождение в церковную реальность[2]

Иногда задают вопрос: можно ли уверовать, но не креститься, или может ли некрещеный попасть в Царство Небесное? Услышавший слово Божие и уверовавший человек не пройдет мимо воды крещения. В крайнем случае он окунется в страдания и будет крещен своею кровью, но мимо некоего таинственного акта внутренней перемены ему не пройти.

Жизнь будущая – это не иллюзия, не фантазия, это – реальность, вкушаемая и переживаемая человеком, который пришел к крещению с верой и получил то, что обещано: оставление грехов. Согласно Символу веры, крещение совершается «во оставление грехов».

Выходит сеятель, и семя слова Божия попадает в сокровищницы человеческого сердца. Если оно начнет прорастать, то человек станет ощущать интерес к религиозной жизни, тревогу совести, что приведет его к краю – кромке воды крещения. Бегство израильтян из Египта имеет такое же символическое значение. Святитель Кирилл Иерусалимский в своих «Огласительных беседах» использовал этот образ: вот, вы дошли до края воды и фараон бежит за вами. Теперь нужно пройти сквозь воду и выйти живым наружу – через эту воду фараон не пройдет.

Страница 13