Война и Библия - стр. 8
О мире ныне твердят так много не потому, что он налицо, а потому, что он в опасности. Ведь и о честности не бросают лишних слов и о здоровье не сетуют, пока то и другое есть и множится. Неужто Вы как военный не замечаете, что многие речи о мире служат лишь прикрытием стратегии милитаризма? Говорят: «мир, мир!», а мира нет!
И действительно, генерал, не было у нас мира после окончания Мтровой войны. Если у кого он и был, так это скорее у папуасов и бушменов, чем у белых людей. На самом деле, царило лишь перемирие, а не мир. [Ибо] жили мы и живем в условиях спешной подготовки к новой войне.
Это – все равно что перемирие на фронте. С тех пор, как Германия запросила его в 1918 году, и доселе – мы, по сути дела, жили лишь в режиме перемирия. С того времени и по сей день основные расходы государств, неусыпные заботы политиков и генералов, а также главные страхи и тревоги народов связаны с новой войной – точно так же, как при перемирии в ходе военных действий.
Из всего этого следуют ясные уроки:
1) мiровая война, начавшаяся в 1914 году, не видится еще законченной;
2) со времен Міровой войны и далее идея новой войны всевластно доминирует в психологическом настрое и материальных усилиях народов и государств;
3) все разговоры о мире и благие намерения [о его упрочении] затмеваются [реальными] фактами [, свидетельствующими]о вооружении всей планеты;
4) мiр с точки зрения финансов, то есть расходов на оборону, уже находится в состоянии войны.
II
Какой будет грядущая война?
Нужно ли мне описывать это Вам, генерал? Ни явь, ни грезы, ни мечта добропорядочных и разумных людей не способны даже приблизительно вообразить себе ужасные картины предстоящей войны, навстречу которой шагает род человеческий.
Это будет война, всецело лишенная милости, благородства и рыцарства. Война по неписаным правилам между израильтянами и филистимлянами, когда два войска наблюдают за поединком своих представителей, Давида и Голиафа, ожидая от исхода этого противоборства свою победу или поражение, – не более чем буколическая идиллия на фоне войны грядущей. Такая же идиллия и война Арджуны с Бхишмой, описанная в «Махабхарате», и битва на Косовом поле между сербами и турками, и даже поход Наполеона на Москву. Да что я говорю! Ведь все войны на свете, в которых хоть как-то мерцали лучи милосердия, благородства и великодушия, все ратные дела, способные влить вдохновение пусть даже в одного талантливого поэта и родить хоть один героический эпос, – все они не более чем рыцарские турниры на лоне природы, по сравнению с войной, которая еще только назревает в мiрe сем. Ведь целью надвигающейся войны будет не просто победа над противником, но и полное его истребление. Тотальное уничтожение не только участников боевых действий, но и всего их тыла, их родителей, детей, больных, раненых, военнопленных, а также их сел и городов, скота и запасов зерна, железных и грунтовых дорог! [Это будет] пламя, которое не рассуждает и не делает различий.