Восток. Культура Китая и Японии - стр. 2
Философско-религиозные учения
В середине I тысячелетия до н. э. возникли религиозно-философские учения – конфуцианство и даосизм. Роль их в формировании национальных культурных традиций Китая была очень велика.
Конфуцианство
На основе идей конфуцианства на протяжении веков формировались нравственные и этические нормы, жизненные ценности, устремления, мировоззрение жителей Китая, их представления об идеальном общественном устройстве, их быт и жизненный уклад. Основателем этого религиозно-философского учения был Конфуций (551–479 гг. до н. э.), происходивший из знатного княжеского рода.
Великий учитель Кун
Родился Конфуций (Кун-цзы или Кун Фу-Цзы) в семье 63-летнего военного по имени Шулян Хэ. Матерью его была семнадцатилетняя наложница. Мальчику было всего полтора года, когда умер отец, и они с матерью вынуждены были покинуть его семью и жить самостоятельно. Детство и юность Конфуция прошли в бедности. Но мать постоянно рассказывала мальчику о заслугах его отца, о его благородных предках, и Конфуций укрепился в сознании, что ему нужно занять достойное его происхождения место в жизни. Он рано начал работать, одновременно занимаясь самообразованием. Усердие в изучении наук принесло свои плоды, и вначале его назначили чиновником, распоряжающимся приемом и выдачей зерна. Тогда Конфуцию было всего лишь 25 лет, но он уже был женат и имел сына. Впоследствии Конфуций назначался на высокие должности в нескольких княжествах.
Закат империи Чжоу был временем феодальных междоусобиц, обнищания народа, ослабления власти императора, страну захлестнул произвол правителей удельных княжеств. Конфуций все больше осознавал, что изменить сложившуюся ситуацию, занимая пост чиновника, теперь невозможно. Он выходит в отставку и отправляется путешествовать по стране, вместе со своими учениками проповедуя свое философское учение и горя желанием помочь народу преодолеть постигшие страну несчастья.
Учениками Конфуция, которых по некоторым сведениям было около 3000, была составлена книга его бесед и высказываний – «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Из книг, написанных самим Конфуцием, подтверждена подлинность только одной – «Чюньцю» («Весна и осень»). Разработанное им учение легло в основу устройства Китайского государства, китайского образа жизни, а самому Конфуцию стали поклоняться, как божеству, и строить храмы в его честь.
Конфуций считал, что изменить мир к лучшему можно, изменив самого человека. Он создает идеальный образ совершенного человека – цзюнь-цзы