Восток. Культура Китая и Японии - стр. 10
Китайских чиновников называли мандаринами, но придумали это не сами китайцы, а приезжавшие в Китай португальские купцы, часто имевшие дело с местными чиновниками. Слово «мандарин» происходит от португальского глагола «mandar» («приказывать, распоряжаться, управлять») и означает – «управляющий».
Всего в средневековом Китае было 9 рангов чиновников. Каждый ранг делился на 30 разрядов. Стать чиновником было не просто, надо было выдержать испытательные экзамены разной степени сложности. Работа в качестве чиновника приносила стабильный доход, освобождала от воинской повинности и пользовалась в обществе уважением.
Китайские мандарины следили за исполнением законов (в том числе через суды), организовывали общественные работы, собирали налоги, решали все текущие дела. Им полагалось особое средство передвижения – паланкин, особая одежда, знаки отличия, личная печать. Слуга, шедший впереди паланкина, должен был бить в барабан или гонг, предупреждая прохожих о том, что они должны немедленно уступить дорогу должностному лицу. Но, получив заветную должность, надо было сохранять безупречный моральный облик, то есть соответствовать своему месту в обществе и в аппарате. В случае нарушений и провинностей чиновника могли понизить в ранге или вовсе лишить должности. Были и более суровые наказания – избиение бамбуковыми палками, ссылка, каторга, а в самом крайнем случае – даже смертная казнь.
«Благородные», «добрый народ» и «подлые люди»
Общество средневекового Китая делилось на три сословия. Первое, привилегированное, сословие составляли «благородные люди»: титулованная знать, гражданские и военные чиновники. Они были освобождены от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые – и от выплаты налогов. Со временем попасть в эту категорию стало возможным за деньги. Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы покупали почетные звания и ученые степени и пополняли ряды «благородных людей».
Второе сословие, так называемый добрый народ, было представлено людьми незнатного происхождения – ремесленниками, торговцами, крестьянами, обязанными выполнять трудовые повинности и выплачивать в казну налоги. В третье сословие – «подлых людей» – входили полусвободные безземельные или малоземельные крестьяне и рабы.
Представители каждого сословия должны были строго соблюдать определенные правила поведения, носить полагающуюся им одежду, особые требования предъявлялись и к условиям их жизни. Переход из одной категории в другую в Китае был возможен. Правда, касалось это только первого и второго сословий. Для этого надо было получить классическое образование и сдать государственные экзамены на ученую степень, что открывало путь к высоким должностям.