Размер шрифта
-
+

Воспитание младенцев в вере - стр. 4


К чему мы здесь приводим эти сведения? К тому, что воспитание религиозности в ребенке самым прямым образом связано с воспитанием малыша вообще.

Воспитание в вере – это введение ребенка в мир правильных Божиих и человеческих отношений, знакомство с системой ценностей, возвещаемых Церковью. Поэтому, думая о воспитании малыша, вы должны сразу решить, что вы хотите в нем видеть: человека, выполняющего некоторые христианские традиции, или христианина в каждом поступке, жесте и мысли.

Воспитать христианина – это значит, что ребенок с детства уяснит, что его родители верят в Бога, высшей и абсолютной ценностью считают Царство Небесное, а главной задачей жизни – Богоуподобление. Звучит торжественно и как-то нежизненно, книжно, но давайте перенесем разговор в плоскость нашей обычной жизни.


Когда родители говорят с ненавистью или неприязнью о родственниках или знакомых, когда с легкостью обманывают, имеют дурные наклонности характера (злоба, грубость) и живут с этим, не каясь, не думая исправляться, – тогда ребенок видит, что сами родители живут не как христиане. Может ли родитель учить ребенка ценностям Царства Небесного, если он только и говорит, что о приобретении ценностей мира сего? Злобствует по поводу обвесившей его продавщицы; выйдя с ребенком из гостей, где только что улыбался хозяевам, начинает их «за глаза» обсуждать? Чему могут научить родители, если все свободное время или проводят у телевизора, или ругаются, или ходят по магазинам?

Известный православный педагог и богослов протопресвитер Василий Зеньковский говорит, что православное воспитание ребенка следует понимать как спасение души. «Если формулировать тему воспитания как тему спасения, то не значит ли это, что мы вводим эсхатологический момент в задачи воспитания? Но этого не только не следует бояться, этого наоборот нужно искать. Воспитание направлено на конкретную личность, судьба которой уходит в эсхатологическую перспективу, к которой мы все приобщаемся через смерть. Нельзя так жить, как если бы не было смерти. Эсхатологическая тема встает перед каждой личностью, как ее тема, и только в этом свете открывается нам вся глубина, вся сложность проблем жизни».

«Цель воспитания в свете Православия, – пишет о. В. Зеньковский, – есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия. Иначе это может быть сформулировано как раскрытие пути вечной жизни, как приобщение к вечной жизни в жизни эмпирической (т. е. земной)».

Отец Василий тут открывает перед родителями-христианами еще одну большую и важную тему – тему смерти. Мы обычно воспитываем человека только для жизни этой, земной. Но воспитание ребенка-христианина подразумевает то, что мы помним о конечности земной жизни и готовим его душу к вечности, к встрече с Богом. Когда призовет его Бог? В каком возрасте? Доживет ли до старости? Это знает только Господь.

Страница 4