Размер шрифта
-
+

Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации - стр. 35

В этом возрасте продолжается развитие внимания. Теперь ребенок может заниматься интересной для него деятельностью 15–20 и более минут. Также происходит увеличение концентрации и распределения внимания – дошкольник способен действовать одновременно с несколькими предметами. Однако эти свойства внимания проявляются преимущественно в игровой деятельности.

В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие речи: она выступает как предмет особой активности детей. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, которое нуждается в поддержке со стороны взрослого. Обычно речь ребенка носит ситуативный характер, однако, когда он общается со взрослым, она выходит за пределы конкретной ситуации, ведущим становится познавательный мотив, что важно поддерживать в ходе беседы. Взрослый не должен отмахиваться от детских вопросов, а, наоборот, стараться отвечать на них, привлекая внимание к ним других детей и подчеркивая, что заданные вопросы действительно интересны. Информация, которую сообщает взрослый, может быть вербальной, а может сопровождаться иллюстрациями.

Особая задача педагога состоит в том, чтобы заложить традицию чтения книг. Читать детям следует ежедневно. Для того чтобы ребенок запомнил произведение, полюбил его, целесообразно использовать весь известный арсенал методических приемов (повторное чтение, инсценирование, драматизацию отрывков, рассматривание рисунков к тексту).

Следует отметить, что для развития мышления детей 4–5 лет наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций. При ознакомлении детей со сказкой не нужно менять ее конец или «выбрасывать» нежелательные действия того или иного персонажа. Народные сказки выверены до мельчайших деталей, а в их основе лежат мыслительные схемы, аналогичные тем, на которых основан творческий процесс. Поясним сказанное примером. Если посмотреть на структуру сказки «Репка», то можно увидеть вполне определенную логическую схему. После того как выросла репка, первым к ней подошел дед (самый сильный персонаж сказки). Ему на помощь пришла бабка (которая несколько слабее), потом внучка и т. д. Возникает вопрос: случайно ли выстроена такая последовательность персонажей. Оказывается, что нет. Если бы первой подошла Жучка или кошка, то их просто бы оторвали от репки. Любое нарушение этой последовательности оказалось бы неэффективным. Таким образом, последовательность расположения персонажей в сказке задает логическую схему сериации, где происходит постепенная трансформация персонажей от самого сильного к самому слабому. Вместе с тем происходит еще одно чудесное превращение: самый слабый и самый маленький персонаж – мышка – является самым значимым, потому что только с его появлением оказалось возможным вытащить репку.

Страница 35