Размер шрифта
-
+

Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ - стр. 13


Павильон № 71 «РСФСР»


По-прежнему целью выставки оставалась широкая пропаганда достижений сельского хозяйства, быстрейшее внедрение в колхозное и совхозное производство передового опыта. Причем выдвигались конкретные задачи и планы более высокие, чем на ВСХВ-39. К примеру, в 1939 году колхоз нечерноземной полосы должен был собрать 12–14 центнеров пшеницы с гектара, а в 1954 году – не менее 19!

Изменилась планировка ансамбля – была прирезана еще территория к югу, и арка Главного входа на выставку возводится на новом месте. Это уже более мощное сооружение в виде римской арки на четырехгранных колонах, где были установлены барельефы, основная тема которых – мирный труд людей, похожих на былинных богатырей, готовых в любой момент поменять свой серп или плуг на меч или копье.


Памятник Ленину (1954). Скульптор П. Яцыко. Павильон № 1 «Главный» (1954). Архитекторы Ю. Щуко, Е. Столяров


Главный павильон изменился идеологически, получив новое ампирно-былинное решение с мощной колоннадой, шпилем с золотой звездой, высоко вознесенными шестиметровыми скульптурными фигурами. Новый образ должен был полно отобразить величие Советского Союза, успехи социалистического сельского хозяйства по своему техническому состоянию и экспозиционной площади, открыть массам подлинную справедливость и гуманность советской Конституции. Напротив Главного павильона после смерти И. В. Сталина, главного человека страны, был установлен памятник главному идеологу революции и коммунистического будущего В. И. Ленину.


Фонтан «Дружба народов» (1954). Архитекторы К. Топуридзе и Г. Константиновский; скульпторы З. Баженова, Л. Баженов, А. Тенета, З. Рылеева, И. Чайков


На площади Колхозов возникает одно из главных чудес Советского Союза – фонтан «Дружба народов». Прекрасные богини плодотворного сельского труда в национальных костюмах шестнадцати союзных республик застыли в танцевальных позах. После исчезновения Карельской Советской Республики было уже невозможно к сроку переделать фонтан и убрать одну из девушек. Так и осталось их шестнадцать сестер, одинаковых по фигуре и росту, отличающихся только национальными костюмами. Фонтан озаряет все вокруг своим золотым светом и струями воды, которые, поднимаясь на высоту восьмиэтажного дома, несут с собой ежесекундно более тонны воды. Авторы этого уникального проекта архитекторы К. Топуридзе и Г. Константиновский, скульпторы З. Баженова, Л. Баженов, А. Тенета, З. Рылеева, И. Чайков выполнили скульптуры из бронзы с тончайшим золотым покрытием, снопы – из листовой с позолотой меди. Могли ли представить себе авторы и заказчики, что сложный по своей символике фонтан переживет свое идеологическое назначение и станет просто памятником определенного исторического периода?

Страница 13