Воложин и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 11
Научный сотрудник Воложинского районного краеведческого музея)
[9]
2.1 Появление в Воложине евреев и их расселение. Антисемитизм в шестнадцатом и семнадцатом столетиях
Жители Воложина. Источник: https://www.radzima.net/ru/image_miejsce/wolozyn_1.html?id_galley=275
Проживание евреев в Воложине происходило с шестнадцатого столетия (с его середины).
В шестнадцатом столетии по Европе прокатился ужасный антисемитизм. Евреи уничтожались физически, их вырезали, топили и сжигали заживо. Им пришлось поэтому эмигрировать, они в массовом порядке покидали немецкие города, направляясь в Литву, Польшу и Беларусь. Среди эмигрантов можно было встретить как хорошо обеспеченных материально евреев, так и малоимущих еврейских бедняков.
На территории ВКЛ произошло появление литваков, особенной этнографической группы среди европейских евреев, у которых наблюдалось возникновение своего северо-восточного диалекта языка идиша, своих традиций и отдельных бытовых нюансов.
Евреи-литваки. Источник: http://edufuture.biz/index.php?title=Вплив_аграрної_реформи
Евреи пользовались покровительством со стороны крупных землевладельцев, и данные землевладельцы содействовали их поселению с шестнадцатого столетия в принадлежавших им имениях.
Год 1567-й. С данного года собственником Воложина являлся канцлер Великого княжества литовского Рудой Николай Радзивилл, при котором в городе происходило расселение первых евреев.
Если говорить о первых захоронениях на еврейском воложинском кладбище, то они имеют отношение к шестнадцатому столетию (к его середине). К данному периоду у еврейского городского населения произошло оформление кагала, являвшегося общинной формой самоуправления, способствовавшей окончательной изоляции евреев от других местных жителей.
На кагалах лежала ответственность за сбор с общины налогов, они также занимались исполнением административных функций. Высшим и главным должностным лицом в кагале и его духовным главой являлся раввин.
Год 1551-й. Данный год явился годом получения Воложиным статуса местечка, относившегося к Виленскому повету Виленского воеводства.
Под местечком принято понимание поселения, приближенного к городскому, в котором наблюдается преобладание в численности всего населения доли евреев. Если же говорить о понимании местечка в еврейском ежедневном обиходе, под ним подразумевается своеобразие еврейской культуры быта, религиозно-культурная обособленность евреев и духовно-социальная автономия общины. Небольшие по размерам местечки обычно называли штетлами. Штетлом, по сути, и был Воложин.