Размер шрифта
-
+

Вологодчина в русском фольклоре - стр. 17

Или ты сильный-могучий богатырь?»

Чудо ему отвечает:

– Я не царь, не царевич,

Не король, не королевич

И не сильный-могучий богатырь,

А я Смерть, страшная и грозная,

Вельми непомерна,

Сердцем своим непосульна.

Кто сотворил небо и землю,

Кто сотворил облака и звёзды,

Тот меня сотворил,

По всей земле попустил.

Где кого застану, – искошаю,

В пути в дороге застану, – искошаю,

В избе, на подворье застану, – искошаю:

Хочу и тебя, Аника, искосити.

Возговорит храбрый человек Аника:

«Я палицу подыму, палицей пришибу,

Либо коня попущу, конём потопчу,

По голове по твоей».

Она ему отвечает:

– Был на земле Самсон богатырь,

Был на земле Светогор богатырь,

Я их искосила.

Хочу и тебя, Аника, искосити.

Возговорит храбрый человек Аника:

«О Смерть, страшна и грозна!



Дай ты мне сроку на два года:

Сострою я тебе церковь,

Спишу твой лик на иконе,

Поставлю твой лик на престоле,

И станут к нам съезжаться

Князья и бояре,

И сильные-могучие богатыри,

И станут нам свозить

Казну золотую».

Она ему отвечает:

– Кабы, где, брать мне казну золотую,

Были бы у меня горы золотыя

От восхода до заката.

Вынимает пилы невидимыя,

Потирает его по рукам, по рёбрам.

Возговорит храбрый человек Аника:

«О Смерть, страшна и грозна!

Дай мне сроку на один год:

Есть у меня казна золотая,

Раздам я её

По тюрьмам, по багадельням».

Она ему отвечает:

– Казна твоя кровавая,

Душа твоя не подмога.

Вынимает пилы невидимыя,

Потирает ею по костям и по жилам.

Возговорит храбрый человек Аника:

«О Смерть, страшна и грозна!

Дай ты мне сроку на полгода:

Есть у меня отец и мать,

Дай ты мне

С отцом, с матерью проститься».

Она ему отвечает:

– Как же ты, ехал на ратное дело,

Зачем с отцом, с матерью не простился?

Вынимает пилы невидимыя,

Потирает его по костям и по жилам:

Аника на коне шатается

И смертные уста запекаются,

Аника с коня повалился:

Тут по Анике и слава.

Вот что писал по поводу этой былины известный собиратель былин и народных песен П.В. Киреевский в 1862 году, используя труды своего коллеги М.П. Погодина и вологодского собирателя фольклора Бунакова.

За Спасо-Прилуцким монастырём, верстах в десяти от Вологды, начинается Аникинский лес. Аника был ужасный разбойник и жил в этом лесу, некогда дремучем и непроходимом, кроме одной дороги в Белозерск, называемой и теперь Оникиевской. В лесу есть пустыня Заоникиевская. Там в глуши, на полянке, стояла избушка без окон (как у Бабы-Яги или Кощея), где жил Аника и откуда ходил на большую дорогу грабить прохожих и проезжих, а иногда и в соседние деревни. Долго жил он и нажил себе всякого богатства, серебра и золота, и каменья самоцветнаго. Однажды вышел он по обыкновению на дорогу, навстречу ему старик с котомкой за плечами. «Здорово, дедушка, откуда ты и куда идёшь?» – Из Киева, ходил поклониться Святым Угодникам Печёрским, а теперь иду к Соловецким. – «Не тяжело ли тебе, старинушка, носить свою суму? У тебя, чаю, есть много лишнего, дай-ка я посмотрю, чего ты набрал?» Разбойник снял котомку, и увидел в ней узелки с землею, песком, частицами антидора и Святых мощей. С досады начал он разбрасывать узелки и рассыпать землю, сколько старик ни просил его со слезами о сохранении его сокровищ.

Страница 17