Размер шрифта
-
+

Военная педагогика - стр. 31

В России одним из тех, кто признал – и постоянно вновь и вновь подчёркивал это, – что педагогика – не наука, но искусство, которое требует всего человека, со всеми его способностями, был К.Д. Ушинский. В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания», вышедшей в 1867 г., К.Д. Ушинский подчёркивает: «…Из сказанного вытекает уже само собой, что педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности». И далее: «Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности».

В последующие годы педагогика, в том числе и военная, понимались как наука и искусство одновременно.

«Всякое искусство, в том числе и военное, в своих внешних проявлениях бесконечно разнообразно, но располагает ограниченными средствами; именно потому искусство и является искусством, что в нём ограниченное производит или творит беспредельное, – утверждал немецкий военный теоретик Вилизен. – Творчество в искусстве является исключительно делом гения, но всё же и гениальное творчество подчиняется законам и правилам. Прежде чем творить, гению необходимо обладать определённой суммой знаний и умений.

Предписания, правила и законы, которые могут быть даны для работы в области искусства, составляют его науку; согласно с вышесказанным, искусство без науки существовать не может. Таким образом, каждое искусство имеет свою науку, которая в конечном итоге столь же беспредельна, как и самое искусство.

Всякая работа в области искусства исходит из его науки. Неустранимый промежуток, который каждый раз остаётся преодолеть, пока задача не разрешена, существует не между незнанием и умением, а между знанием и исполнением, между теорией и творчеством, от предельного к бесконечному.

В действительности наука только указывает средства и пути, которые ведут туда, куда стремится искусство. Решение может быть найдено лишь после точной постановки задачи искусства. Лишь тогда оно может быть вполне точным и целесообразным и давать не больше и не меньше того, что требует задача. Только при таких условиях задача будет решена мастерски».

В настоящее время уже никто не подвергает сомнению научный статус военной педагогики. Однако изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования.

Страница 31