Размер шрифта
-
+

Военная история казачества - стр. 9

Следует помнить, что все население нынешней Европейской части России и Украины, (все славяне, тюрки, балты, угры и финны и еще десятки племен) составляло не более четырех миллионов человек. Так что когда с далекого Алтая в Донские и Днепровские степи пришли племена половцев-кипчаков, (тоже тюрок), числом в 300 тысяч, мозаика народов, населявших Великую степь еще раз резко изменилась. Пришельцы были светлоглазы, светловолосы, как и большинство тюрок, с европейскими чертами лица. Летописи называют их “погаными”. Но слово “паган” – на латыни, означало тогда всего-навсего “человек другой веры”. Хотя и это было не верно. Значительная часть половцев исповедовало христианство (несторианство). Половецкая культура, кипчакский язык наложили яркий отпечаток на все население Великой степи. На смену скифскому “небесному оленю” пришел половецкий, кыпчакский “гусь-лебедь” тотемный знак общинника по кыпчакски- “ак –гызз” или “кыз – ак”. Не случайно современные военные наемники –профессионалы именуются «дикие гуси» – это наследие тех времен, когда именно кочевники половцы, половецкие дружинники «кыз или гыз – ак» или «ак гыз», нанимались на воинскую службу в соседние княжества и дальние королевства.

Бродники

Предположительно это прямые и, сравнительно, недавние предки донских казаков. Арабы знакомые с ними с VIII века, называли их «сакалибами» и считали родственными славянам. В 737 году арабский полководец Мервани прошел с войском всю коренную Хазарию и между Доном и Волгой; и за Переволокой встретил полукочевых коневодов Сакалибов. Арабы забрали их конские табуны и увели с собой до 20 тысяч семей, которые поселили на восточной границе Кахетии. (значит, степь имела значительное население. Цифра впечатляет.Прим. Авт.)

Персидская география десятого века (Гудуд ал Алэм) указывает там же, где Сакалибов встретили арабы, т.е. по рекам Иловле и Медведице, страну язычников Брадасов: "На восток от нее река Итиль (Волга); на юг от нее Хазары; на запад – В.н.нд.р; (?) на север Печенеги-Тюрки. Люди этой страны исповедывают такую же веру, как и Гузы; они живут в войлочных кибитких и сжигают своих покойников; они зависят от Хазар, а их богатство состоит из шкурок зверька-ласки; они имеют 2-х князей, которые держатся отдельно". Совершенно очевидно, что это те же сакалибы, а по имени никто иной, как Бродники.

Такие свидетельства дают право видеть в Бродниках не случайный сброд людей, бежавших откуда-то в степи, а древнее племенное образование, проживавшее под властью своих вождей. Персидская география указывает и другой народ, возможно, с подобным именем, буртасов, но помещает их на восточной стороне Волги. Там же за Волгой указывают буртасов и некоторые иные авторы того времени. (Буртасы – мордва(?) Прим. автора.) Нет сомнения, что Брадас и Буртас – народы разные и по имени, и по вере, и по месту пребывания. Начиная от 1147 г. русские летописи и акты вспоминают Бродников и их города, "Бродничи месты'', где-то недалеко от Верхнего Дона.

Страница 9