Военная история казачества - стр. 50
Век XIV-тый, предки казаков на службе в Золотой Орде или на службе в Польско Литовском государстве. Характерно, что и на Руси, и в Польше их считают татарами. Как, впрочем, татарами называют и другие народы, покоренные монголами.
Принятие ислама Золотой Ордой (1312 г.), «татарская замятия» – чудовищная гражданская война в Орде – от Причерноморья до Китая. Последовательное разорение казачьих земель, оказавшихся в центре столкновений в Золотой орде и во всем мире чингизидов.
1382 – Мамаево разорение – кровавый поход по казачьим городкам на Дону, Днепре и Хопре. Нашествие Темир-Аксака (Тамерлана), сражения с золотоордынскими войсками в районе Воронежа. Нашествие на Донские и Днепровские земли хана Тохтамыша. Эпидемия чумы.
Образование новых этносов, бегство предков казаков в Крым, Турцию, Польшу, Московское государство, на Север.
ХV век – возвращение, сильно изменившегося, казачьего населения на Днепр, Волгу, Дон, к старым, едва сохранившимся, коренным казачьим общинам, таким как на Тереке, на Яике.
Именно это время в традиционной русской истории считается временем возникновения казачества. Здесь узел проблем и вопросов, повлекший за собою всю последующую путаницу и неразбериху.
Как соотносилось коренное население Старого поля и новой волна своих поселенцев? Кто они были? И те, кто остался, и те, кто возвращался? Имеют ли современные казаки, традиционно, ведущие свою родословную от тех времен, отношение ко всему этническому многообразию, существовавшему в Старом поле? Ведь казачество, как этнос, существовало к XV веку уже минимум три столетия. Все эти вопросы пока без ответа. Скажем осторожно, современный отсчет жизни казачества начинается с упоминания казаков в русских летописях. Кстати, совершенно непонятно, какими были они – те люди, что именуются казаками? Как выглядели? К каким народам относились?
Скорее всего, как и прежде, этнический состав Великой Степи или Старого поля был очень пестрым. Русские летописи, русские документы, особенно позднейшего времени, говорят в основном о выходцах из Московии. Причем, основу составляют «розыски», то есть документы о поиске и поимке беглых. Но ведь ими не исчерпывается все население Степи! И вот еще один вопрос, далеко не праздный; было ли в Степи постоянное население? Вероятно, правильный ответ на него таков: русского постоянного населения в это время, в Степи не было, хотя некоторые выходцы из Руси жили в Старом поле иногда по несколько десятков лет. Именно о них писали летописи, потому что именно они, «московские люди», интересовали составителей документов.