Военная история казачества - стр. 33
Клокотала Украина. Это весьма точный художественный образ. Клокотало и ярилось расслоенное казачество. Клокотало огромное число обездоленных крестьян, кого объединяла с казаками общность религии и жгучая ненависть к Польше. А ее единодушно считали поработительницей все. И она таковой была! Клокотала Украина, постепенно складываясь в новый этнос и выбрасывая избыточное пассионарное население в Россию, на Дон, в Крым и в Европу. Тон, безусловно, задавали запорожцы, во многом еще сохранявшие, уже архаичные для западной Европы, рыцарские черты . Степные лыцари напоминали европейских крестоносцев первых крестовых проходов. Сохраняя в характерах и образе жизни причудливое сочетание различных культур, любви к личной безграничной независимости, храбрости, мистицизма, простодушия и коварства, верности и ненадежности. Одним словом, по психологии и характерам они были людьми европейского Ренессанса, его поздние современники, и аналоги этим характерам следует искать в эпохах Медичи, Шекспира, французских трубадуров и испанских рыцарей, вроде Роланда.
На острове Хортице остались следы первого поселения запорожцев. Как когда-то поселения тюрко-хазар они окружены и надежно защищены камышовыми болотами – плавнями. Днепровские плавни служили надежною защитою для запорожцев. Здесь можно пройти лишь хорошо зная местность; одно неверное движение – и человек погиб: летом в топях , зимой провалившись под тонкий лед и, мгновенно, обмерзнув на ледяном ветру
С другой стороны Днепра – с северной – еще более надежною защитою служили пороги. Они поднимались сразу же за нынешним Днепропетровском. Вплоть до затопления этой местности в 30-х годах нашего века поперек реки тянулись гряды гранита в несколько рядов – "лав", одна ниже другой, уступами. Издали они походили на высокие террасы. Весной вода покрывала все пороги, кроме одного, самого большого и опасного. Его называли Ненасытинским или попросту "Дедом". Летом же река мелела, но и тогда вода падала сверху без малого с 6 метров.На левой стороне Днепра запорожцы прикрывали степные дороги особыми постройками: "редутами". (Так, первоначально, строились городки или острожки и у половцев, и у славян, и у донских казаков). Эти редуты стояли один от другого верст на 10, а то и 20 – 30. Для постройки редута копали кругом ров. Посередине ставили деревянное жилье на 50 казаков. Они, по очереди, несли караульную службу. Обычно за полверсты от редута ставилась "фигура", сложенная из 20 смоляных бочек, на верху "фигуры" на специальном блоке висела пакля, вымоченная в селитре. С появлением орды, зажигалась ближайшая фигура, за ней вторая, третья и так по всей линии редутов очень быстро распространялась тревога. При виде огромных огненных факелов крестьяне прятали коней, быков и овец по глубоким балкам, а сами делали табор, либо убегали в камыши. Ежедневно, из каждого редута атаман высылал в степь разъезды человек по 5 – 10. (подслухи). Казаки верили, что такую систему обороны спланировал и впервые применил легендарный Святой Старый казак (древних времен) Илья Муромец, чьи мощи покоятся в Киево-Печерской лавре.