Военная история казачества - стр. 28
Из среды днепровских казаков выделяется, первоначально тайный ,полу монашеский, воинский орден, быстро ставший мощным войском, сильно напоминающий по организации, по – идеологии, рыцарские ордена, существовавшие в Западной Европе. В торжественных случаях он именовался -"Войско днепровое, кошевое, верховое, низовое и все будучи на полях, на лугах, на полянках и на всех урочищах морских, днепровых и полевых" или Запорожское войско. Оно состояло из сичевых и зимовых казаков.
Сичевые – цвет войска и назывались "лыцарством" или " Сичевым товаритством". Костяком служили казаки, отличавшиеся фанатичной верой, отвагой в бою, обязательно безбрачные или, по крайней мере, утратившие или порвавшие свои брачные узы.
От "лыцарства" резко отличались семейные казаки. Они, хотя и допускались в Запорожье, но не имели права жить постоянно в Сечи, а селились в степи по слободам, зимовникам и бурдюгам. Там они занимались хлебопашеством, ремеслами и промыслами и пренебрежительно назывались в запорожской казачьей среде "зимовчаками", "сиднями", "гниздюками". Кроме казаков на территории Запорожья проживали ремесленники и крестьяне. Они считались подданными – «посполитыми товариства» т.е всего Запорожского войска, и именовались "поспильством". В случае войны сечевики и зимовчики составляли единое войско, готовое в любой момент взяться за оружие.
«Сичевое товаритство» внутри подразделялось по степеням на общество «Старших, знатных войсковых товарищей» и «Меньшее войсковое товаритство». На Гетманщине существовало еще более высокая степень – «Бунчуковое товаритство», объединявшее привилегированных старших и заслуженных запорожцев. Из среды Старшего войскового товарищества выходили все командиры и, как мы говорим сегодня, «управленцы», вся войсковая старшина, составлявшая Старшинскую Войсковую Раду – в некотором роде Палату пэров или Совет Федерации. Здесь готовились вопросы для решения на Черной Раде – общем народном собрании. Старшинская Войсковая Рада определяла, выносила на обсуждение и растолковывала проблему Черной Раде, но после этого, не могла вмешиваться в ее решения, которые Черная Рада принимала самостоятельно. Войсковые знатные товарищи могли находиться среди простых казаков только во время обсуждения, поставленного ими вопроса, после чего Черная Рада отделялась и решение принималось без участия старшин.
Казак, решивший вступить в «лыцарство», в запорожцы, подростком уходил на Низ, за пороги – в Сичь, где вопреки, анекдотичному свидетельству о том, что в запорожцы мог попасть любой, «кто в Бога веровал и горилку пил», проходил строжайший и долгий отбор. Перед тем, как стать полноправным Войсковым товарищем, он должен был закончить «начальную школу» – значительное время пребывать на положении «молодика» или «джуры» под руководством старшего запорожца. Принимали к себе казаки и взрослого воина, если он сам приходил в Сичь и соответствовал требованиям запорожцев, состоящим из 5 основных пунктов: