Размер шрифта
-
+

Внешняя сторона - стр. 16

Со стороны молодняка вся эта ситуация выглядит несколько иначе. Претендуя на место в коллективе, новичок должен решить одну задачу – вписаться в него как можно скорее, так как выжить в группе единомышленников значительно проще, чем в одиночку. Решение у задачи простое: нужно быть полезным, а для этого надо уяснить заведённый тут порядок, то есть, прежде чем бросать вызов имеющимся условиям, их необходимо хорошенечко изучить. Сталкиваясь с прохладным приёмом, сковывающим бурлящую инициативу, молодые сущности в подавляющем большинстве случаев воспринимают сие как естественный порядок вещей, не бузят понапрасну, а тщательно копируют опыт старших. Конечно же, без обид и прочего выражения недовольства не обходится, но таких бунтарей быстро ставят на место всеми доступными методами.

Подобное отношение к молодняку совершенно естественно порождает соответствующую реакцию, далёкую от чувства благодарности и почтения к учителям и воспитателям. Поэтому при появлении малейшей возможности ученик без раздумий схватится за шанс обойти своего наставника и средств выбирать не будет. То есть то, что воспитание – крайне неблагодарное занятие, Духи поняли уже очень давно.

Когда же утихомирить пылающего праведным негодованием юнца не удаётся ни кнутом, ни пряником, его могут попросить на выход, а особо буйные и сами сваливают в неизвестность на поиски лучшей доли, порой даже в сопровождении некоего количества сторонников, дабы основать свой собственный Род.

В общем и целом, отношения в Родах сложно назвать идиллическими, а пресловутый конфликт «отцов и детей» имеет вполне себе естественные причины, даром что у Духов нет родственных связей в привычном вам понимании. Это значит, что такого стимула, как забота о подрастающем поколении, они не ведают.

Устои морали и этики как составные части науки взаимодействия с себе подобными не возникают сами по себе уже в готовом виде. Они не являются дарами каких-то шибко мудрых покровителей – эти правила общежития формируются вслед за развитием Разумных сущностей, становясь важной частью их опыта. Каноны морали и этики – это не досужие придумки, а вполне себе средства, призванные обеспечить сохранность перспективы – самой ценной вещи как для отдельно взятой личности, так и для целого коллектива.

Куются и шлифуются эти устои не только в Родах, являющихся признаком сравнительно высокого развития. Закладка основных моделей отношений и поведения происходит на межличностном уровне под давлением рациональности и прагматики.

Развитие как процесс возникло не от скуки, а вследствие жизненной необходимости. Если сидеть сиднем, то твои конкуренты-соседи просто сожрут всё, и тебе ровным счётом ничего не останется. Впрочем, конкуренция как двигатель развития была заложена ещё в самом Изначалье, и Духи воспринимают её как неотъемлемую часть своего существования, совершенно не парясь философскими вопросами «почему» и «зачем». Однако растущий интеллект довольно-таки быстро порождает другой каверзный вопрос, поскольку сущности сталкиваются с очень сложной дилеммой.

Страница 16