Размер шрифта
-
+

Владислав Ходасевич. Чающий и говорящий

1

См.: Bethea D. M. Khodasevich: His Life and Art. Princeton, 1983; Göbler F. Vladislav F. Chodasevic: Dualität und Distanz als Grundzüge seiner Lyrik. München, 1988; Demadre E. La quête mystique de Vladislav Xodasevic: Essai d'interprétation de l'œuvre poétique du dernier symboliste russe. Villeneuve, 2000.

2

Ходасевич А. И. Воспоминания о В. Ф. Ходасевиче // Ново-Басманная, 19. М., 1990. С. 391.

3

Берберова Н. Памяти Ходасевича // Современные записки. 1939. Кн. LXIX. С. 73.

4

Зато есть документ “зеркального” содержания: “хлебопашцы” Фаустин Кондратьевич и Захарий Константинович Ходасевичи представили в Сенат Российской империи документы, доказывающие, что их предки были дворянами Великого княжества Литовского, владели имениями и были (в том же 1863 году!) возведены в дворянское достоинство (РГИА. Ф. 1151. Оп. 6. Ед. хр. 1863). Несомненно, речь идет о другой ветви того же рода.

5

Ходасевич В. Ф. Портреты словами. М., 1988. С. 23.

6

Там же. С. 23.

7

Богомолов Н. А. Жизнь и поэзия Владислава Ходасевича // Ходасевич В. Ф. Стихотворения. Л., 1989. С. 6.

8

Сегодня в сознании многих эти школы ассоциируются именно с малолетними еврейскими рекрутами; в действительности они, по первоначальному замыслу, предназначались для солдатских детей вообще, и еврейские мальчики в николаевскую эпоху составляли лишь некоторую часть их учеников, приблизительно 10–12 %.

9

Впрочем, вероятно, и “бабушка” выкрестилась, иначе ей не позволили бы жить в Москве.

10

Книга Кагала. Материалы для изучения еврейского народа: В 2 т. / Собрал и перевел Яков Брафман. Вильно, 1869; 2-е изд.: СПб., 1875. Т. 1. С. XV.

11

Строго говоря, учреждения с таким названием не существовало с 1844 года, так что Брафман употреблял это слово расширительно, имея в виду вообще всю систему еврейского общинного самоуправления.

12

Брафман Я. Еврейские братства, местные и всемирные. Вильно, 1868. С. 19.

13

Брафман Я. Еврейские братства, местные и всемирные. С. 13.

14

В реальности Бен Закай – выдающийся законоучитель, способствовавший сохранению еврейской религиозной традиции после разрушения Второго Храма. С этой целью он сотрудничал с римлянами, и многие современники в самом деле видели в нем предателя.

15

Книга Кагала. Т. 1. С. 355.

16

Ледницкий В. Литературные заметки и воспоминания // Опыты. 1953. № 2. С. 166.

17

Ходасевич В. К столетию “Пана Тадеуша” // СС-4. Т. 2. С. 309.

18

Интересно, что в упомянутом письме Зайцеву Ходасевич называет своего отца не поляком, а литовцем.

19

Ходасевич В. К столетию “Пана Тадеуша”. С. 309–310.

20

Яффе Л. Владислав Ходасевич (из моих воспоминаний) // Ходасевич В. Из еврейских поэтов. М.; Иерусалим, 1998. С. 17.

21

Все даты до 14 февраля 1918 года приводятся по старому стилю.

22

Ходасевич В. Младенчество // СС-4. Т. 4. С. 191.

23

См.: Похороны С. Я. Ходасевич // Московская газета. 1911. 23 сентября.

24

Ходасевич В. Младенчество. С. 191.

25

Там же. С. 190.

26

Ср. в “Других берегах” Владимира Набокова, дружившего с Ходасевичем и восторженно относившегося к его поэзии: “Про Бову она мне что-то не рассказывала, но и не пила, как пивала Арина Родионовна (кстати, взятая к Олиньке Пушкиной с Суйды, неподалеку от нас)” (Набоков В. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1990. Т. 4. С. 153).

27

Ходасевич В. Младенчество. С. 203–204.

28

Ходасевич В. Младенчество. С. 201.

29

Ср.: “Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку…” (Пушкин А. С. Письмо Н. Н. Пушкиной, 20 и 22 апреля 1834 г. // Собрание сочинений: В 10 т. Л., 1979. Т. 10. С. 370).

30

Ходасевичи, отправившиеся в гости к старшей дочери Марии, которая жила под Ярославлем, остановились в монастырской гостинице.

31

Берберова Н. Курсив мой. М., 1999. С. 180.

32

Ходасевич В. Младенчество. С. 196.

33

Там же. С. 197.

34

Там же. С. 198.

35

Там же. С. 199.

36

Ходасевич В. Младенчество. С. 208.

37

Ходасевич В. Парижский альбом (VI) // СС-4. Т. 4. С. 211.

38

Круглов А. Вечерние досуги. Сборник рассказов и стихотворений. СПб., 1894. С. 1.

39

Круглов А. Вечерние досуги. СПб, 1885. С. 100.

40

Брюсов В. Среди стихов 1894–1924. М., 1990. С. 217.

41

Ходасевич В. Парижский альбом (VI). С. 212.

42

Ходасевич В. Младенчество. С. 206.

43

Там же. С. 205, 207.

44

Там же. С. 205.

45

Ходасевич В. Парижский альбом (VI). С. 210.

46

Там же.

47

Брюсов В. Среди стихов. 1894–1924. С. 238.

48

Возрождение. 1937. № 4060. 17 января.

49

Согласно автобиографической хронике Ходасевича – в 1902-м.

50

Ходасевич В. Черепанов // СС-4. Т. 4. С. 298.

51

Там же. С. 296.

52

В судьбе Д. Черепанова в самом деле немало странного. Схваченный чекистами на московской улице в феврале 1920 года, он, если верить официальной версии истории Гражданской войны и красного террора, не был расстрелян, как другие арестованные участники теракта, несмотря на свое вызывающе резкое поведение на допросах. В “Красной книге ВЧК” написано, что Черепанов был сослан в Сибирь и там вскоре умер. Роман Гуль пишет, что Черепанов был задушен в камере на Лубянке по приказу Дзержинского, которому он нахамил на допросе. Вопрос о точных обстоятельствах гибели однокашника Ходасевича остается невыясненным и по сию пору.

53

Ходасевич В. Черепанов. С. 296.

54

РГИА. Ф. 418. Оп. 318. Д. 1279. Л. 4.

55

См. письмо С. Я. Ходасевич В. Ф. Ходасевичу от 1 августа 1911 года (РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 93. Л. 1).

56

Ходасевич В. Ф. Портреты словами. С. 37.

57

Мандельштам О. Письмо о русской поэзии // Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 264.

58

Андрей Белый. На рубеже двух столетий. М., 1989. С. 37.

59

Там же. С. 36.

60

“Контрабандой” – потому что хотя лекции были публичными и вход стоил не особенно дорого, 50 копеек, гимназисты в “Кружок” не допускались. Владиславу пришлось сшить себе взрослый костюм: черные брюки и к ним двусмысленную тужурку – не гимназическую, потому что черную, но и не студенческую, потому что с серебряными пуговицами.

61

Ходасевич В. Московский литературно-художественный кружок // Воспоминания о Серебряном веке / Сост., предисл. и коммент. В. Крейда. М., 1993. С. 389–390.

62

Брюсов В. Предисловие к сборнику “Русские символисты” // Брюсов В. Среди стихов. 1894–1924. С. 35.

63

Иванов Вяч. Заветы символизма // Собрание сочинений: В 4 т. Брюссель, 1971–1987. Т. 2. С. 593.

64

Ходасевич В. Брюсов // СС-4. Т. 4. С. 19.

65

Ходасевич В. Брюсов. С. 19.

66

Там же.

67

Брюсов В. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. М., 2002. С. 28.

68

Ходасевич В. Виктор Гофман // Последние новости. 1925. 14 октября.

69

Ликтор – человек, сопровождавший (в качестве порученца, оруженосца или телохранителя) должностное лицо в Древнем Риме.

70

Ходасевич В. Виктор Гофман. К двадцатипятилетию со дня смерти // СС-4. Т. 4. С. 287.

71

Андрей Белый. Начало века. М., 1990. С. 229.

72

Ходасевич В. Конец Ренаты // СС-4. Т. 4. С. 10.

73

Там же.

74

Ходасевич В. Виктор Гофман. К двадцатипятилетию со дня смерти. С. 286.

75

РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 26.

76

Там же. Л. 1–1 об.

77

Там же. Л. 2–2 об.

78

РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 26. Л. 2–2 об.

79

Там же.

80

Андрей Белый. Начало века. С. 233–234.

81

Погорелова Б. Валерий Брюсов и его окружение // Воспоминания о Серебряном веке. С. 35.

82

РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 112.

83

РГИА. Ф. 418. Оп. 318. Д. 79. Л. 37.

84

Осоргин М. А. Воспоминания // Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов. М., 2005. С. 477–479.

85

Там же.

86

РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 1.

87

История Московского университета: В 2 т. М., 1955. Т. 1. С. 515.

88

Там же. С. 517.

89

РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 2.

90

Цит. по: Ашукин Н., Щербаков Р. Валерий Брюсов. М., 2006. С. 228 (Серия “ЖЗЛ”).

91

Ходасевич В. Брюсов. C. 22–23.

92

Ходасевич В. Андрей Белый // СС-4. Т. 4. С. 42. Ближайший друг Ходасевича Муни (Самуил Киссин) в 1915 году в письме Владиславу Фелициановичу вспоминал время, когда Белый “был нашим с тобой Ставрогиным”.

93

Ходасевич В. Брюсов. C. 24.

94

В “Весах” не было напечатано ни одного стихотворения Ходасевича и лишь одна его рецензия – на сборник стихотворений в прозе рано умершего польского писателя Яна Врочинского (1905. № 5).

95

Поляковых, банкиров иудейского вероисповедания, не следует путать с Поляковыми – православными текстильщиками, из рода которых происходил хозяин “Весов”.

96

Андрей Белый. Начало века. С. 230.

97

РГАЛИ. Ф. 646. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 12 (цит. по: Русские писатели, 1800–1917: Биогр. словарь. М., 1994. Т. 3: К-М. С. 12).

98

Ходасевич В. Неудачники // Ходасевич В. Колеблемый треножник / Сост. и подгот. текста В. Г. Перельмутера, коммент. Е. М. Беня, под общей ред. Н. А. Богомолова. М., 1991. С. 442–443.

99

Ходасевич В. Памяти Сергея Кречетова // СС-4. Т. 4. С. 307.

100

Ходасевич В. О меценатах // СС-4. Т. 4. С. 330.

101

По собственному свидетельству С. Соколова (письмо В. Ходасевичу от 10 июня 1907 года; РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 82. Л. 22), Линденбаум потратил на “Перевал” 22 тысячи рублей, из которых вернул не более 7 тысяч.

102

Ходасевич В. [Рец. на: ] К. Д. Бальмонт. Литургия красоты // СС-2. Т. 2. С. 10.

103

Брюсов В. Я. Новые сборники стихов // Брюсов В. Среди стихов. 1894–1924. С. 252.

104

Ходасевич В. О последних книгах К. Бальмонта // СС-4. Т. 1. С. 379–380.

105

Ходасевич В. [Рец. на: ] И. Ф. Анненский. “Книга отражений”. СПб., 1906 // СС-2. Т. 2. С. 21.

106

Ходасевич В. [Рец. на: ] Сб. т<овариществ>ва “Знание” Книга 7 // СС-4. Т. 1. С. 375–376.

107

Позднее, в 1907 году, Стражев и Зайцев затеяли издание газеты “Литературно-художественная неделя”, со страниц которой бросили вызов “борцам «первого призыва» символизма”. Вышло всего четыре номера, но этого вполне хватило для полномасштабного литературного скандала, участником которого был Андрей Белый.

108

Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989. С. 262.

109

Ходасевич В. Муни // СС-4. Т. 4. С. 68. Здесь и далее курсив автора. – В. Ш.

110

Там же.

111

Ходасевич В. Муни. С. 69–70.

112

Там же. C. 70–71.

113

Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 292.

114

Ходасевич В. Муни. С. 74.

115

Цит. по: Демин В. Андрей Белый. М., 2007. С. 74 (Серия “ЖЗЛ”).

116

Ходасевич В. Андрей Белый. С. 46–47.

117

Ходасевич В. Конец Ренаты. С. 13.

118

Ходасевич В. Андрей Белый. С. 47.

119

Там же. С. 47–48.

120

Цит. по: Валерий Брюсов, Нина Петровская. Переписка: 1904–1913 / Вступ. статьи, подгот. текста и коммент. Н. А. Богомолова и А. В. Лаврова. М., 2004. С. 23.

121

Петровская Н. Sanctus Amor. М.: Гриф, 1908. С. 67.

122

Жизнь и смерть Нины Петровской / Публ. Э. Гарэтто // Минувшее. Париж, 1989. № 8. С. 60.

123

Цит. по: Валерий Брюсов, Нина Петровская. Переписка: 1904–1913. С. 635–636.

124

Ходасевич В. Конец Ренаты. С. 10.

125

Ефим Янтарев.

126

Белый А. Начало века. С. 305.

127

Из переписки Н. И. Петровской / Публ. Р. Л. Щербакова и Е. А. Муравьевой // Минувшее. М.; СПб., 1993. № 14. С. 377–378.

128

Цит. по: Киссин С. Легкое бремя: Стихи, проза, переписка с В. Ходасевичем. М., 1999. С. 289.

129

Из переписки Н. И. Петровской. С. 376–377.

130

Белый А. Между двух революций. М., 1990. С. 222.

131

“Мой зеленый друг” – так называет Ходасевича Петровская в письмах.

132

Белый А. Между двух революций. С. 222.

133

Ходасевич В. Конец Ренаты. С. 16.

134

Ходасевич В. Обывательский Пушкин // Возрождение. 1927. № 734. 6 июля.

135

РГИА. Ф. 418. Оп. 318. Д. 1279. Л. 23–25.

136

Шагинян М. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1986. Т. 1. С. 251; впервые: Новый мир. 1973. № 4.

137

Ходасевич А. И. Воспоминания о В. Ф. Ходасевиче. С. 393.

138

Из переписки Н. И. Петровской. С. 373.

139

РГБ. Ф. 697. Карт. 4. Ед. 18. Л. 7.

140

РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 82.

141

Из переписки Н. И. Петровской. С. 385.

142

Из переписки Н. И. Петровской. С. 388.

143

Ходасевич В. Андрей Белый. С. 50.

144

Там же. С. 50–51.

145

Шагинян М. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 3. С. 336.

146

Ходасевич В. Мариэтта Шагинян: Из воспоминаний // СС-4. Т. 4. С. 336.

147

Цит. по: Киссин С. Легкое бремя. С. 214 (со ссылкой на “студенческое дело” Ходасевича, без архивных данных; в университетском деле Ходасевича в МГИА этого документа нет).

148

Ходасевич В. Ф. [Ответ на анкету] // Новая газета. 1931. № 1. 1 марта.

149

Из переписки Н. И. Петровской. С. 373.

150

РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 85.

151

Ходасевич В. Московский Литературно-художественный кружок // Воспоминания о Серебряном веке. С. 390–391.

152

Там же. С. 392.

153

Гиляровский В. А. Москва и москвичи // Гиляровский В. А. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1989. Т. 4. С. 451.

154

Ходасевич В. Московский Литературно-художественный кружок. Ч. 2 // Возрождение. 1937. 17 апреля.

155

Ходасевич В. Муни. С. 74.

156

Форма “из Грубаго”, встречающаяся в публикациях, – механическое воспроизведение дореформенной орфографии.

157

Ходасевич В. С. Красиньский. Иридион // СС-2. Т. 2. С. 75.

158

Ходасевич В. Критико-библиографический обзор. Стихи // CC-4. Т. 2. C. 549.

159

Ходасевич В. Критико-библиографический обзор. Стихи. С. 40–41.

160

Ходасевич В. Накануне // СС-2. Т. 2. С. 66.

161

Там же.

162

В то время как поэтов посещали тревожные видения, а газетчики были настроены радужно, иные “люди дела” обсуждали самые неожиданные возможности, связанные с появлением аэропланов. Так, способный инженер Е. Ф. Азеф, бывший главой боевой организации партии социалистов-революционеров (партийная кличка – Иван Николаевич) и по совместительству агентом Департамента полиции (оперативные псевдонимы – Раскин, Виноградов), разработал в 1908 году проект нападения на Царскосельский дворец с воздуха.

163

М. Я. Герценштейн был убит 18 июля 1906 года в Териоках, на территории Великого княжества Финляндского. Четыре соучастника убийства были осуждены финляндским судом в 1909 году. Непосредственный исполнитель, Александр Казанцев, до суда не дожил: он стал жертвой мести человека, которого обманом заставил убить другого видного кадета, Г. Иоллоса. В отношении Дубровина расследование было закрыто по высочайшему повелению.

164

Ходасевич В. Тяжелее воздуха // СС-2. Т. 2. С. 70.

165

Там же. С. 71.

166

Там же. С. 68. Фельетон “Сфинкс” (Руль. 1909. № 188. 24 августа) – парный к “Тяжелее воздуха”. Оба они напечатаны под рубрикой “Последние письма романтика” (и действительно написаны в форме посланий к некоей “сударыне”) за подписью Гарольд. Насчет тайны Ходасевич погорячился. Тайна оставалась – по крайней мере, оставалась неясность. Дело в том, что в апреле 1909 года американец Фредерик Кук объявил о том, что он достиг Северного полюса 21 апреля 1908 года (Куку понадобился почти год, чтобы добраться до большой земли и послать оттуда сообщение), но не смог предъявить результатов измерений географических координат. Через несколько дней другой американец, Роберт Пири, объявил о покорении Северного полюса (результаты измерений на этот раз были предъявлены). Последующая жизнь Пири была посвящена утверждению своего приоритета (успешному) и уничижению Кука. Современные исследователи пришли к сенсационному выводу: ни Кук, ни Пири на полюсе не были. Правда, Пири и его спутник Мэтью Хенсон находились от самой северной точки Земли всего в восьми километрах: их подвели приборы.

167

Ходасевич В. Девицы в платьях // СС-2. Т. 2. С. 43.

168

Ошеломлять обывателей (фр.).

169

Русская мысль. 1908. № 7. С. 243–244.

170

Там же.

171

Брюсов В. Среди стихов. 1894–1924. С. 261, 262, 264.

172

По сути то же самое, но прямее говорит Брюсов о книге Ходасевича в письме Нине Петровской от 12 марта 1908 года: “Поэзии в ней мало, но есть боль, а это кое-что. Не такая пустота, как стишки Alexander’а” (ИМЛИ. Ф. 13. Оп. 3. Ед. хр. 38. Л. 8 об.). Alexander – псевдоним Александра Брюсова.

173

Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. 381 (Серия “Литературные памятники”).

174

РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 79. Л. 1.

175

Тимофеев А. Ходасевич // Руль. 1908. 23 апреля.

176

Ахматова А. А. Листки из дневника // Собрание сочинений: В 6 т. М., 2001. Т. 5. С. 131.

177

Погорелова Б. Валерий Брюсов и его окружение // Воспоминания о Серебряном веке. С. 38.

178

Шагинян М. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 1. С. 251.

179

И именно там и тогда написано стихотворение “Домовому” (1819), откуда Ходасевичем взято название книги “Счастливый домик” – книги, в которую вошли в том числе его стихи конца 1900-х годов.

180

Ходасевич В. Графиня Е. П. Ростопчина. Ее жизнь и лирика // СС-4. Т. 2. С. 38.

181

Ходасевич В. Андрей Белый. С. 52.

182

Ходасевич А. И. Воспоминания о В. Ф. Ходасевиче. С. 409.

183

Там же. С. 394.

184

>Ходасевич В. Муни. С. 76–77.

185

Будучи близким другом Бориса Зайцева, Муратов с 1906 года активно участвовал в культурной жизни Москвы, много писал в “Перевале”, входил в редакцию “Литературно-художественной недели”. В 1908-м Муратов впервые посетил Италию и влюбился в эту страну. Его “Образы Италии” (1911–1912) стали важным культурным событием: это было не просто новое открытие ренессансной культуры человеком эпохи модернизма, начинавшим со статей про Сезанна, Мане, с “Мира искусства”; книга Муратова – образец того благородно-уравновешенного миросозерцания, которое в 1910-е годы пришло на смену расхлябанной “гражданственности” и декадентской экзальтации и могло стать – но, увы, не стало – основой для гармоничного развития страны. Муратов был замечательным специалистом и по древнерусской иконописи. Кроме того, он писал стилизованные новеллы и пьесы (есть у него и роман – “Эгерия”), политические статьи и даже работы по военной теории (в 1904–1905 годах он проходил действительную армейскую службу, а в дни Первой мировой был офицером-артиллеристом). В памяти современников он остался как законченный пример “русского европейца”, идеалистически настроенного, но не лишенного практической жилки, и притом наделенного безупречным вкусом. Жизнь его была довольно богата событиями, и ему еще не раз приходилось пересекаться с Ходасевичем – и в Москве в дни “военного коммунизма”, и позднее в эмиграции. Евгения Пагануцци, как будто сошедшая с полотна художника эпохи Кватроченто, своей внешностью и грацией вполне соответствовала идеалам Муратова. Но брак их – в легкомысленно-богемной московской обстановке конца 1900-х – оказался непрочным.

186

Ходасевич В. Муни. С. 77.

187

Исследователи не соглашаются с этой оценкой, указывая, что Валерий Брюсов никогда своего антисемитизма публично не проявлял. В самом деле, он покровительствовал молодым поэтам еврейского происхождения (Бенедикту Лившицу, Илье Эренбургу), переводил Хаима Нахмана Бялика, написал посредственные, но благородные стихи на осуждение Дрейфуса и несколько более искреннее и прочувствованное стихотворение “Еврейские девушки”. Но при этом он вполне мог быть сторонником “сегрегации” в семейно-брачных делах. Вообще, ни в одном вопросе публичное и приватное поведение русского интеллигента начала XX века так не разнились, как в еврейском. Самый яркий пример – Александр Куприн, из-под пера которого вышли и “Гамбринус”, и проникнутое почти погромными чувствами письмо Ф. Д. Батюшкову. Об интенсивности антисемитских настроений Александра Блока стало известно лишь после публикации его личного дневника.

188

Цит. по: Андреева И. Неуловимое созданье: [О Е. В. Муратовой]: Встречи. Воспоминания. Письма. М., 2000. С. 121.

189

Цит. по: Андреева И. Неуловимое созданье. С. 160.

190

Там же. С. 159.

191

Там же. С. 160.

192

Киссин С. Легкое бремя. С. 222.

193

Киссин С. Легкое бремя. С. 222.

194

Улица Гарибальди (ит.)

195

Великолепная Генуя (ит.).

196

Цит. по: Андреева И. Неуловимое созданье. С. 166–167.

197

Там же. С. 168.

198

Цит. по: Андреева И. Неуловимое созданье. С. 171.

199

РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 6.

200

Цит. по: Андреева И. Неуловимое созданье. С. 172.

201

Ходасевич В. Ночной праздник (Письмо из Венеции) // СС-8. Т. 2. С. 71.

202

Там же. С. 78–79.

203

РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 93. Л. 1.

204

Ходасевич В. Муни. С. 78–79.

205

Ходасевич В. Письмо Н. И. Петровской. 24 ноября 1911 // СС-4. Т. 4. С. 386.

206

Цит. по: Примечания // СС-4. Т.4. С. 611–612.

207

ИМЛИ. Ф. 209. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 1.

208

Сад поэтов: Сборник стихов. Полтава, 1916. С. 8.

209

Ходасевич В. Стихотворения. М.; Л., 1989. С. 420 (“Библиотека поэта. Большая серия”).

210

Здесь уже вольная контаминация античных сюжетов: Гораций Флакк сражался отнюдь не с персами. Впрочем, у Горация мотив “брошенного щита” восходит к Архилоху (VII в. до н. э.). По предположению В. Зельченко, главный античный подтекст этого стихотворения иной: финал третьей песни “Илиады”, где Афродита похищает Париса во время поединка с Менелаем и приносит к Елене.

211

РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 88. Л. 7.

212

РГБ. Оп. 371. К. 5. Ед. хр. 12. Л. 1.

213

Первое “мышиное” стихотворение написано было поэтом еще в 1908 году, в самое трудное и отчаянное время. Но та “маленькая тихонькая мышь” – существо довольно свирепое и опасное в своей мнимой скромности и обаятельности:

…Здравствуй, терпеливая моя,
Здравствуй, неизменная любовь!
Зубок изостренные края
Радостному сердцу приготовь.
В сердце поселяйся наконец,
Тихонький, послушливый зверок!
Сердцу истомленному венец –
Бархатный, горяченький комок.

214

РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 114.

215

Ходасевич В. Ф. Письма К. Ф. Некрасову / Публ., вступ. ст. и примеч. И. Вагановой // Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII–XX вв.: Альманах. М., 1994. Вып. V. С. 459.

216

РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 76. Л. 1.

217

Ходасевич В. Ф. Письма К. Ф. Некрасову. С. 459–460.

218

РГАЛИ. Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 76. Л. 2.

219

Ходасевич В. Ф. Письма К. Ф. Некрасову. С. 461.

220

Там же.

Страница notes