Витражи своими руками - стр. 22
Можно сказать, что византийский витраж синтезирует классический подход и живопись на стекле. Небольшие элементы обходятся без индивидуального металлического обрамления, чтобы как можно больше облегчить полотно. Их и наносят на стеклянную основу росписью.
Хотя стеклянных деталей может быть немного, но просвечивающий фон создает иллюзию иррациональной пространственной перспективы, в результате чего их кажется больше, чем есть на самом деле. Византийские витражи идеально подходят для окон и межкомнатных дверей в помещениях, где много света.
Авангард
В изготовлении стекольных изделий частично или полностью отсутствуют традиционные технологии производства. В этой ситуации стилистика зависит не от сюжета или цветовой гаммы, которые могут быть классическими, а от новаторских подходов в ходе создания работы. Отдельные элементы витража часто скрепляют между собой свинцом, сталью или пластиком. Одними из способов получения рисунка на стеклах конструкции являются вытравливание плавиковой кислотой или гравировка.
Витраж в данном стиле бывает объемным, состоящим из нескольких слоев, с наличием
3-мерных деталей. Чтобы добиться впечатляющей иллюзии объема и пространственной перспективы, часто используют плавный переход между цветами, в которые окрашены отдельные стекла. Таким образом витражи становятся объемными, с несколькими пространственными планами.
Стекло подвергают особой обработке, благодаря чему оно приобретает прозрачность или матовость, становится глянцевым или шероховатым, сверкающим, искрящимся, сияющим или со сменой расцветки в зависимости от угла зрения. Можно себе представить, как заманчиво и свежо вписывается в комнату подобная картина с абстрактной тематикой и футуристическими образами, впрочем, и классические сюжеты вполне подойдут.
Наличие авангардных витражей свидетельствует о приверженности хозяев к ультрамодным тенденциям в мире искусства.
Глава 4
Разновидности витражей по технологии производства
Тиффани
Витражи, сделанные по этой технологии, пользуются неизменной популярностью. Названа она в честь американца Луиса Комфорта Тиффани, который ее и изобрел. Мастер работал в стиле арт-нуво (от фр. art nouveau – «новое искусство»), который впитал в себя все прогрессивные веяния моды XX в.
Луис был последовательным сторонником художественного витража с обобщенным изображением, которое одинаково отчетливо и эффектно воспринимается в разных масштабах. Исключение делалось только для церквей, которые заказывали детальную проработку изображений святых.
Временем появления данной техники считается 1899 г. Вероятно, наиболее востребованными изделиями компании Луиса являлись абажуры для электрических ламп. Их мозаичная структура мягко приглушала свет, вызывая ощущение загадочности, что идеально соответствовало эстетическим запросам модерна. Своими открытиями в области искусства Тиффани заслужил Гран-при на Всемирной Парижской выставке.