Размер шрифта
-
+

Витебск и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 6

У евреев наблюдалась тяга к занятию медициной. Поэтому врачами, дантистами и провизорами были по большей части евреи. В 1912-м году их доля составила пятьдесят семь процентов от всего числа витебских медработников.

В конце 19-го столетия промышленность Витебска демонстрировала быстрый рост. Поэтому начал формироваться класс крупных буржуа: банкиров, промышленников, домовладельцев, торговцев. Евреев среди них было много. Они содействовали из-за своей активности значительному экономическому подъему в России. В их руках была большая часть предприятий Витебска (как торговых, так и промышленных).

Многие из евреев добились преуспевания в таких делах как банковское и страховое.

Многим купцам с 1885-го по 1915-й годы было доступно участие в осуществлении работы витебской администрации, и они могли избираться в горсовет.


Евреи-витебляне со скромным достатком


В Витебске построили синагогу, керосинную лавку и еврейскую столовую. Источник: https://news.vitebsk.cc/2012/08/16/v-vitebske-postroili-sinagogu-kerosinnuyu-lavku-i-evreyskuyu-stolovuyu/

«Родителям и многочисленным родственникам да… да… моей жены не нравилось мое происхождение. Еще бы – мой отец – простой приказчик, а дед…»

(Марк Шагал)

Не все евреи были богачами, достаток некоторых из них был весьма скромен. Были нуждающиеся еврейские семьи, прибегающие к услугам благотворительных национальных обществ.

Не богатой была родительская семья знаменитого художника-еврея Марка Шагала. Отец его работал у человека, который торговал сельдью. На плечах его матери лежали обязанности по обеспечению функционирования бакалейной лавки. Первая жена Марка Белла происходила из очень богатой еврейской семьи, родители ее владели тремя ювелирными магазинами. У Шагала были душевные переживания по поводу его социального расхождения. Тем более, что богатая родня Беллы не желала принимать в зятья парня из бедной по их меркам семьи.

И все-таки Марк и Белла поженились. У них было равенство перед Творцом и большая любовь.

1.5 Витебск как один из важнейших культурных еврейских центров 19-го – начала 20-го столетия. Еврейский театр

Витебск как один из важнейших культурных еврейских центров 19-го – начала 20-го столетия


Фото из источника в списке литературы [11]


С конца 19-го столетия Витебск рассматривался в качестве одного из самых важных центров культурной жизни евреев на просторах Российской империи.

Не только для евреев, но и для всего мира имеет большую значимость созданная в 1897-м году Иегудой Пэном школа-мастерская в Витебске.

Существование этой частной школы живописи и рисования длилось более двадцатилетия (до 1918-го года). В ней проходили обучение молодые люди, сотни людей. Среди учеников Пэна почти не было неевреев. Некоторые из этих учеников даже не умели общаться по-русски.

Страница 6