Размер шрифта
-
+

Виноград духовный. Сборник кратких поучений из Священного Писания и святоотеческих сочинений - стр. 2

Прп. Максим Грек


Отцом в собственном смысле слова называется беспричинная, нерожденная и рождающая Ипостась. Она называется Отцом, поскольку либо оберегает все, либо оберегает собственных чад… Бог именуется Отцом в двух смыслах: по природе и по благодати; по природе Он – [Отец] собственного и Единосущного Бога Слова, а по благодати Он [Отец] и нас, ибо [сказано]: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6).

Прп. Анастасий Синаит


Отец родил Сына, не имеющего различий [в сравнении с Ним], не имеющего недостатков, ни в увеличении, ни в уменьшении, но бесплотен Он, как Единосущное бесплотное Слово.

Прп. Антоний Великий


Если же Духа Святого именуем после Сына, то в означение не времени, а Лица. Ибо одно время и Духа, и Слова. И мы со словом изводим дыхание. Итак, Отец не имел нужды во времени к произведению Слова; и не во времени, не после Слова, извел Духа Святого. Поэтому-то Божество Святой Троицы совечно. Отец и Сын и Святой Дух, хотя Три Лица, но единой сущности. Поэтому-то Святая и Единосущная Троица есть Единый Бог.

Прп. Ефрем Сирин


О сыновстве в Боге говорится в двух смыслах: по природе и по благодати; Сын по природе есть Бог Слово, а [сыны] по благодати суть праведники.

Прп. Анастасий Синаит


Сын есть живое, естественное и во всем сходное изображение невидимого Бога, нося в Себе Самом всего Отца, во всем имея с ним тождество, различаясь же одним только происхождением [от Него как] от причины. Ибо Отец есть естественная причина; а что происходит от Другого как от причины есть Сын. Ибо не Отец – от Сына, но Сын – от Отца. Ведь от Него, хотя и не после Него, имеет Сын бытие, какое есть и Отец Его родивший.

Прп. Иоанн Дамаскин


Через рождение по плоти Бога Слова обнаружились в мире Добродетель, Сила, Ведение, Премудрость и все остальные блага Отца и Святого Духа.

Прп. Анастасий Синаит


Мы знаем Бога Отца и Сына и Святого Духа; и это не голые именования, которыми различается неравенство достоинств и сил, но единое и тоже как наименование, так и естество Божества, единая сущность и сила.

Свт. Григорий Богослов


Бог не не знает, что Он не приведен в бытие, потому что не был Он, подобно нам, вначале младенцем. Он не в неведении сущности Своей, потому что она не уступлена Ему кем-нибудь. Он знает, что такое Он, и скрывается от всякого человеческого разумения, не по зависти к нам, но щадя нас. Ибо для слуха нашего невместимо слышать о природе или начале не приведенного в бытие; нам и выразить это невозможно. Мы не доходим до того, чтобы постигнуть начало Безначального, потому что нет в нас столько разумения.

Страница 2