Виктор Петрович Астафьев. Вологодский и красноярский периоды творчества (1970–2001) - стр. 30
Основная проблема, затронутая в очерке, – общественно-политические изменения в жизни страны: Я дописываю это послесловие сразу после выборов в Государственную Думу, на которых большинство голосов отдано за коммунистов, снова переоравших всех, снова заморочивших доверчивую голову русского мужика. Грядут перемены! Астафьев сетует на трусливых и политических деятелей, разлад экономики и жизни страны в целом. Современную ситуацию он расценивает как «бег к пропасти».
Авторская речь изобилует выразительными синтаксическими конструкциями: риторическими вопросами, повторами, рядами однородных членов. Особенно эмоционален финал, по интонации напоминающий молитву: Господи! Где наш предел? <…> Прости и помилуй.
49. «Гемофилия», рассказ
Рассказ «Гемофилия» написан и впервые опубликован в журнале «Новый мир» в 1978 г., входит в цикл «Затеси», книга 7 «Рукою согретый хлеб», в сборники «Древнее, вечное» (1980), «На далекой северной вершине» (1984), антологии «Современный уральский рассказ» (1982), «Арктур – гончий пес» (1991), включен в полное собрание сочинений В. П. Астафьева в 15 т. (Астафьев В. П. Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997. Т. 7).
Композиционно рассказ делится на две части. Первая часть – описание уральской осенней природы, которой любуется рассказчик-охотник, заночевавший в лесу. Автор использует многочисленные эпитеты, яркие метафоры, развернутые сравнения. Во второй части автор рассказывает о встрече с рыбаком, больным гемофилией. С такой болезнью одному по тайге ходить опасно – даже небольшая царапина может оказаться смертельной, но он хочет насладиться красотой и радостью жизни вместо тихого умирания в больничной палате. Поражает внутренняя сила этого обреченного человека, его спокойствие. Общение с ним не давило. Обезоруживала его обыденная, прямодушная откровенность, в которой не было места истерике, зависти и ненависти к тем, кто живет и останется жить после него, – признак здоровой натуры, трезвого ума и незлого характера.