Размер шрифта
-
+

Виктор Петрович Астафьев. Вологодский и красноярский периоды творчества (1970–2001) - стр. 15

Конец рассказа – размышления автора о жизни современной России. С горечью он говорит о том, что совсем изварлыжился трудящийся наш народ, совсем рассыпается телега, оставленная нам в наследство Страной Советов, – никуда уж ничего не везет, зато партий много, постановлений об улучшении жизни и того больше. Пусть не очень весело, зато разнообразно живем.

24. «Вглядываясь вглубь: о повести Валентина Распутина “Живи и помни”», очерк

Статья В. П. Астафьева «Вглядываясь вглубь» о повести Валентина Распутина «Живи и помни» написана в 1978 г. и впервые опубликована в журнале «Роман-газета» (1978. № 7). Включена в полное собрание сочинений В. П. Астафьева в 15 т., в раздел «Дорога домой» (Астафьев В. П. Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1998. Т. 12).

«Живи и помни» В. Распутина Астафьев считает лучшей повестью 1970-х гг. Печальная и яростная <…>, несколько «вкрадчивая» тихой своей тональностью, <…> и оттого еще более потрясающая глубокой трагичностью, – характеризует ее Астафьев. Он отмечает переход Распутина от изображения, от размышлений о людях маленьких и самых что ни на есть простых к многомерному, масштабному осмыслению не только прошедшей войны, но и современной действительности. Астафьев предсказывает дальнейшее движение Распутина как писателя к вещам боле сложным, может быть, и эпическим.

25. «Вербное воскресенье», миниатюра

В миниатюре «Вербное воскресенье», написанной в 1972 г., тема памяти, благодарного отношения к нашим защитникам перекликается с антивоенной. Рассказ входит в цикл «Затеси», книга 7 «Рукою согретый хлеб», опубликован в сборнике «Проза войны. Т. 2» в 1993 г., включен в полное собрание сочинений В. П. Астафьева в 15 т. (Астафьев В. П. Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997. Т. 7).

В. П. Астафьев начинает повествование с описания кладбища. Кладбище уральского городка, в котором я прожил много лет, расположено на крутой и голой горе. Почва здесь неприютная, каменистая, и потому на кладбище мало растительности. Есть только крючковатые приземистые пихтачи, обожженные ветрами, да взлелеянные памятливыми людьми липки и несколько березок. Безрадостное настроение создает этот пейзаж, особенно завалившиеся холмики неухоженных могил неизвестных солдат, умерших от ран в госпитале этого городка, возле которых люди опускали глаза и проходили быстро, виновато. На месте этих могил установили памятник. В Вербное воскресенье к этому памятнику приходят солдатские вдовы. Концовка миниатюры напоминает фольклорный плач, разрывающий сердце. Горе вдов, потерявших на этой страшной войне мужей и сыновей, невозможно измерить, душевная боль не проходит с годами.

Страница 15