Верю! Слава Тебе, Боже! Как верить несмотря ни на что - стр. 17
Многим кажется, что в первую очередь надо воспитать человека, «способного постоять за себя». Этому нас учили в школе, напоминали родители, и сама жизнь заставляла быть сильным, чтобы отвечать силой на силу. Иначе, скажет всякий, тебя просто «съедят».
Есть образы «сильных людей» мирного и военного советского времени – Чкалова и Челюскина, например, или Матросова и Зои Космодемьянской. К этим образам можно добавить западного супермена, непобедимого ковбоя или «проповедника», чьи роли в собственных фильмах блестяще исполнил Клинт Иствуд, а также восточных мастеров джиу-джитсу, карате или японских самураев. Сила всегда порождает встречную силу… А хочется, чтобы доверие порождало доверие.
Можно ли верой остановить силу, а доверием исчерпать угрозу? Как быть, когда «жизнь заставляет» ответить злом на зло, ведь Божья заповедь говорит об обратном? Может, Бог пока подождет, а мы расправимся со злом этого мира и представим Ему человечество в добре и согласии? Или наше открытое «непротивление злу насилием» объединит весь мир и сделает его удобным для Христова пришествия?
Бог не ждет и приходит Сам. Найдет ли Он веру?..
«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17:20). Христос представляет человеку великие возможности, которые дает вера в Бога. С верой можно не только остановить человеческую силу, но и повелевать природными стихиями, переставлять горы, исцелять и воскрешать людей.
Где же, спросим, обрести такую веру? Столько искали и не получилось.
Вот и наступило время вспомнить, что мы росли, чтобы стать сильными и не дать себя в обиду. А Бог стал человеком и «дал Себя в обиду» другим людям, которых, несмотря ни на что, любит. Может быть, вера и нас приведет к любви, когда мы перестанем не доверять никому и постоянно бояться обид и унижений.
Первым стоит довериться Христу, что не требует особого объяснения. Его доверие людям и согласие с волей Бога оказались беспрецедентными. Кто может привести иной пример? Христос не исчез из этого мира и не бросил его на произвол после того, как дал заповедь любви и веры. Где Он сейчас? Чтобы узнать это, нужно немногое и одновременно все.
Обрести в себе Христа можно, отказавшись от своих притязаний на Него и предоставив действовать Богу. «Время сотворити Господеви», – звучит в самом начале Литургии. Это значит, «здесь и сейчас» Бог действует Сам во времени и пространстве.
Человек не дерзает приглашать Бога «поработать», а «констатирует факт» Его реального присутствия и ожидает Божьего действия среди тех верных, кто только ради этого и собрался вместе. Таков образ Церкви и главного ее таинства – Литургии. Было бы странным при этом полагать, что когда мы сами все приготовим для Бога, тогда Он приходит, чтобы принять предложенные Ему дары.