Размер шрифта
-
+

Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители - стр. 58

.

Отцу Макарию было уже 45 лет, многие знали о его опытности и умудренности в духовной жизни и желали стать его духовными чадами. Но в первое время в скиту он жил, как и все братия: ходил к старцу Леониду на вечерние правила, пользовался общей трапезой, старался не выделяться ничем. Отец Леонид не мешал ему смиряться, но вскоре начал привлекать его к письмоводительской работе.

В 1836 году отец Макарий указом Святейшего Синода был назначен духовником обители. Отец Леонид в ноябре 1835 года был перемещен из своей келии на пасеке в самый скит, а в феврале следующего года и в монастырь. Это последовало по распоряжению епархиального начальства для пресечения «беспорядочного» наплыва мирян обоего пола в монашескую келию на соблазн насельникам. Кто писал жалобы на отца Леонида – неважно, однако это были свои братия. Соблазнился и кое-кто из влиятельных мирян. «…Были и такие лица, – говорится в житии старца, – которые смешивали Таинство исповеди с духовным окормлением и потому с негодованием смотрели на то, что народ во множестве стекался к старцу-иноку за духовными советами… Это было тогда не только в Оптиной пустыни, но и во всей Калужской епархии, а может быть, и в целой России, еще новостию. А того, что в древности было в Церкви Христовой, многие не знали»>120.

Со стороны Калужского преосвященного Николая не было никакого неудовольствия на отца Леонида, но он желал «устранить поводы к неудовольствию между братиею и прекратить молву, распространившуюся в разных слоях общества, не понимавших духовной деятельности отца Леонида»>121.

Старцу запрещено было принимать народ. Он эти перемены воспринимал благодушно. Брал на руки Владимирскую икону Божией Матери и с пением «Достойно есть…» переходил в очередную, назначенную ему келию. Там, устроив иконы, он, как ни в чем не бывало, садился плести пояски и принимать братию. Все случающееся с ним он принимал как от руки Божией.

Что же скитяне? «С сетованием и слезами проводили они его из скита в монастырь, – говорится в житии отца Леонида, – как единодушная семья, у которой отнимали родного отца и руководителя. Не менее прискорбно было приводить в исполнение эти меры и настоятелю обители отцу Моисею и брату его скитоначальнику отцу Антонию, которые, как говорится, поставлены были между двух огней: должны были покориться воле преосвященного и, между тем, понимали, какая от этого должна была последовать нравственная утрата, зная притом невинность старца и его равноангельное житие»>122.

Отношение старца Макария к отцу Леониду не изменилось. Он по-прежнему находился у него в послушании, ежедневно приходил к нему, принося свои письма, под которыми они подписывались вместе; спрашивал совета старца по всякому делу. Немало скорбел отец Макарий о тех искушениях, которые доставались на долю отца Леонида. Кроме запрещения принимать мирян, ему не велено было владыкой Николаем носить схиму открыто, как постриженному в нее келейно. В жалобах на отца Леонида (одновременно и на отца Моисея) говорилось, что старчество и вообще скит – вредные для монастыря заведения и что Оптина придет от них в упадок. К сожалению, были среди старшей братии монахи, которым хотелось «разогнать лянидовшину»

Страница 58