Великолепный мозг в любом возрасте - стр. 29
Как отец четверых детей и детский психиатр, в последние 20 лет я много думал о видеоиграх. Сначала я находил их отличным развлечением. Но вскоре я начал беспокоиться. Воздействие видеоигр было изучено с использованием технологий визуализации мозга, которые отслеживают кровообращение и характер активности. Оказалось, что видеоигры действуют на область мозга, называемую базальные ганглии – центры удовольствия в мозге. Фактически, это та же самая часть мозга, которая «загорается» на томограмме, когда исследователи делают человеку инъекцию кокаина.
Мой опыт с пациентами и одним из моих собственных детей продемонстрировал, что дети и взрослые «подсаживаются» на игры и играют столько, что не остается времени на школьные занятия, выполнение своей работы и общение. Это во многом напоминает эффект наркотиков. И некоторые приобретают реальную зависимость.
Существуют также научные данные о том, что видеоигры могут вызвать судорожные приступы у людей, которые к ним предрасположены. Вы, возможно, помните панику, связанную с событиями 16 декабря 1997 года, когда в японском мультфильме Pocket Monster («Покемон») была показана вспышка красного, белого и желтого света, спровоцировавшая у 730 японских детей судороги, заставившие госпитализировать их в больницы. Синдром называется светочувствительные судороги (судороги, провоцируемые светом).
Авторы двух исследований, проведенных Университетом Миссури, изучали воздействие видеоигр с элементами насилия (они составляют значительную часть видеоигр) на агрессивность поведения. Оказалось, симуляционные видеоигры с элементами насилия, имитирующие реальную жизнь, имеют прямую связь с агрессивным поведением и правонарушениями. Чем больше люди играли, тем, судя по наблюдениям, больше было у них неприятностей. Показатели академической успеваемости падали по мере увеличения времени, проведенного за видеоиграми. Кроме того, видеоигры с элементами насилия повышают агрессивность поведения как в краткосрочном периоде (лабораторная агрессия), так и в долгосрочном (в частности, правонарушения).
В обобщающем обзоре других исследований вновь и вновь обнаруживается, что агрессивные видеоигры имеют заметную связь с агрессивным поведением, агрессивными мыслями, агрессивными чувствами и сердечно-сосудистым возбуждением, а также снижением дружественного поведения. Ничего хорошего во всем этом для здоровья мозга нет.
Компьютеры, электронная почта, пребывание в Интернете, мессенджеры и сотовые телефоны захватывают нашу жизнь, и не всегда с положительным эффектом. Некоторые люди, как и я, легко справляются с сотней электронных писем за день. Некоторые подростки разговаривают в мессенджерах с 15 собеседниками одновременно. По данным последних исследований, отвлекаемость, связанная с постоянной электронной перепиской, проверкой текстовых сообщений и голосовой почты, представляет собой угрозу для интеллекта и способности к концентрации больше, чем курение марихуаны.