Великий путь пробуждения. Комментарий к поучениям Махаяны о семи пунктах тренировки ума - стр. 12
2. Необходимость тренировки ума
Мы не станем уделять никакого внимания призрачному счастью, возникающему при рождении в высших мирах>34 богов и людей. Нас также не привлекает возможность достичь состояния шравак и пратьекабудд>35, поскольку это не окончательная нирвана, а лишь преодоление страданий>36. Следовательно, нужно стремиться только к полностью совершенному состоянию Будды>37. Чтобы добиться этого, нет никаких других методов, кроме тех, что связаны с двумя формами медитации: на относительном уровне – это тренировка ума в любви и сочувствии, а на абсолютном – спокойное пребывание в неблуждающем состоянии, свободном от концептуальных усложнений. Нагарджуна сказал:
Более того, сколько бы мы ни накопили заслуг и мудрости, в Махаяне>39 корнем духовного развития, Шести освобождающих действий, окончательной нирваны>40 и так далее является развитие бодхичитты – Просветленного настроя; он возникает на основе любви и сочувствия. Даже когда достигаешь полного Просветления, не остается ничего иного, кроме как работать на благо других. Истинный, абсолютный Просветленный настрой не появится в потоке переживаний новичка. Вначале нужно намеренно взращивать относительную бодхичитту, а после этого сама собой будет достигнута бодхичитта абсолютная.
Итак, по этим и другим подобным причинам, если мы хотим достичь значительных результатов в развитии Просветленного настроя, для начала нам следует энергично медитировать на относительную бодхичитту. Если кому-то требуются наставления на эту тему, то в качестве основного метода тренировки можно предложить способ, описанный Шантидэвой>41:
Таким образом, весь дальнейший текст – это объяснение метода медитации, в котором мы меняемся местами с другими. Все остальные способы тренировки ума – это лишь развитие данной темы.
3. Наставления о тренировке ума
Третья глава делится на две части: собственно объяснение учений данной традиции и дополнительные наставления от линии передачи.
3.1
Объяснение семи пунктов тренировки ума
1. Подготовка – опора для Дхармы;
2. Собственно практика – развитие Просветленного настроя;
3. Превращение неблагоприятных обстоятельств в путь пробуждения;
4. Применение практики в жизни;
5. Степень мастерства в тренировке ума;