Размер шрифта
-
+

Великий Пост и Пасха: как провести и отпраздновать - стр. 1

Пасхальная ночь (вместо предисловия)

Если бы смертному человеку дано было подняться в высоту небес и оттуда созерцать, что творится на Русской земле в эту священную и спасительную полночь, то перед его взором открылось бы чудное зрелище. Тихо спустилась на землю темная весенняя ночь. Смолкла суета земная, всё будто притаилось в ожидании чего-то великого, таинственного…

И вот там, где-то на беспредельном пространстве далекого Великого океана, наступает полночь. Она надвигается на пустынные берега нашей Камчатки и Сибири, и тут, в этих редко разбросанных селениях, где только есть храмы Божии, зажигаются огоньки, будто звездочки падают с небес; начинается торжественный звон небольших колоколов сельских церквей… Полночь быстро движется от востока к западу по необъятному пространству Сибири. За ней будто светлый поток течет по лицу родной земли – этот свет пасхальных огней, этот торжественный, победный звон…

Вот полночь перешагнула Урал, а за ним широкой волной светлая радость Воскресения залила всю Русь… Гудят тысячи колоколов, горят миллионы свечей, десятки миллионов православных русских людей ликуют духом в тысячах храмах Божиих. Настал праздников праздник – Светлое Христово Воскресение!

Всю ночь проводит народ в храмах Божиих, встает радостное весеннее солнце и будто само ликует и радуется, и играет лучами своими, пробуждая всю природу всё в той же всемирной радости о Воскресшем Спасителе…

Нигде в мире так светло не празднуется Воскресение Христово, как в Церкви Православной, и нигде так поэтично, так трогательно не выражается эта радость праздника, как на Святой Руси. У христиан Запада праздник праздников – Рождество Христово, у нас – светлое Христово Воскресение. Да так и быть должно. Ведь если бы Христос не восстал из гроба, то тщетна была бы и вера наша, как говорит апостол Павел, – мы были бы несчастнейшими из людей. Но воскрес Христос, и всё исполнилось света, всё обновилось, всё ликует победу над смертью, торжествует мир с Богом, с небом, и льется благодатный мир и светлая радость по лицу всей земли…»

Так проникновенно-трогательно почти сто лет назад (в 1911 году) писал выдающийся церковный проповедник, член Государственного Совета и Святейшего синода архиепископ Никон (Рождественский).

Отрадно, что и в наши дни мы наблюдаем схожую картину. Правда, не столь массовую и искреннюю (ведь не секрет, что многие участвуют в пасхальных крестных ходах, следуя непонятно откуда взявшейся «моде»), но все же весьма впечатляющую. Несмотря на все попытки советской власти уничтожить религию и священнослужителей «как класс». Вопреки библейской истине: «Отстаньте от людей сих и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его…» (Деян. 5, 38–39).

Ну а чтобы полнее прочувствовать то, что испытывают все верующие люди в эту на удивление тихую и светлую ночь (проверено на себе не единожды!), перенесемся на без малого две тысячи лет назад, в священный тогда для всех иудеев (а сейчас и для всех христиан планеты) город – Иерусалим, а точнее – в его окрестности: на гору Голгофу.

Часть первая

Евангельское повествование

В ночь на воскресение силой Своего Божества Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых. Человеческое тело

Его преобразилось, сделавшись нетленным и одухотворенным. Такое(выделено мной. – О.Г.) чудо было подвластно только Всемогущему Богу!

В этот миг сделалось великое землетрясение. С Неба явился Ангел Господень и отвалил от пещеры камень. Вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Римские воины, поставленные иудейскими начальниками в пятницу, сразу после погребения, у могилы Иисуса, от страха разбежались…


Ранним воскресным утром преданные ученицы Христа – благочестивые галилейские женщины поспешили ко гробу Учителя. Они хотели теперь уже безо всякой спешки, как подобает, помазать тело любимого Учителя благовонными маслами, или миром (отсюда и жены-мироносицы – то есть несущие миро), и тем воздать Ему последние почести.

Страница 1