Размер шрифта
-
+

Великий пост. Чтение для детей на каждый день - стр. 6


Сырная седмица – Масленица


Молитва Ефрема Сирина

Сырная седмица – преддверие Великого поста. Церковь называет её «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния». В среду и пятницу на этой неделе не служат литургию. И в эти дни мы впервые слышим в храме молитву преподобного Ефрема Сирина, которую постом читают, делая земные поклоны, на каждой службе – на вечерне, повечерии, утрене, часах, литургии Преждеосвященных Даров: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».

О значении славянских слов часто можно догадаться, а слово «живот» – по-славянски означает «жизнь»: «Господи и Владыка жизни моей».

Праздность — безделье, лень.

Уныние — безнадёжность, плохое настроение, тоска, печаль, скука.

Любоначалие — желание властвовать над другими, капризы.

Празднословие — болтовня, ругань.

Целомудрие — здравомыслие, благоразумие, чистота души.

Смиренномудрие — смирение, кротость, покорность Богу, когда мы не думаем о себе, что мы лучше других.


Трогательную и поэтичную молитву Ефрема Сирина Пушкин переложил в прекрасные стихи:

Отцы пустынники и жёны непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыка дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Преподобный Ефрем Сирин, или Сириец (его память празднуется 10 февраля), живший в IV веке, почитается Церковью как учитель покаяния. В детстве он был вспыльчивым и в юности не переменился: ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием. Но вот Господь послал ему испытание – Ефрема несправедливо обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. Там он услышал Божий призыв к покаянию и исправлению. И он стал отшельником, поселившись в горах. Под руководством опытного духовника он достиг кротости и смирения. Но покаянный дух у Ефрема Сирина не ослабевал: когда к нему приходили за наставлениями, он начинал обличать самого себя.

Страница 6