Размер шрифта
-
+

Великие тайны русского престола - стр. 78

И не случайно выдающийся русский психиатр П.И.Ковалевский писал: «Начитавшись историй Священного писания, греческих и римских историй, Иоанн захотел быть на Московском престоле тем же, чем были ассирийские цари и вавилонские цари».

Но как бы там не было, именно Иван IV стал первым московским государем, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника божия.

Это открытие стало ля него политическим откровением, и с той поры его царственное «Я» сделалось для него предметом набожного поклонения.

Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания в виде ученой теории своей царской власти.

Грозный был первым русским царем не потому, что он первый принял царский титул, а потому, что первый понял реальную силу своего сана.


Как это ни печально, но надеждам митрополита не было суждено сбыться. Венчание на царство не послужило исправлению дурных навыков молодого царя. Он и не думал заканчивать со своими юношескими забавами и не обратил интересы к нуждам государства.

Иван по-прежнему позволял себе дикие выходки и мало интересовался делами правления. На Москве каждый день говорили о его нелепых забавах, страшных приступах гнева и бессудных расправах.

Иван любил показывать себя царем, но, увы, в делах его пока еще не было ничего царского.

Говоря откровенно, в те времена он него вряд ли можно было ожидать другого. Слишком долго ожидал он того часа, когда все будет дозволено, и теперь наслаждался этой вседозволенностью. Да и как было не наслаждаться, когда те, кто еще вчера не удостаивал не только ласкового, но и вообще слова, сегодня был готов выполнить любое его пожелание.

Страна? Она по всей видимости еще не вызывала у него того интереса, с каким правитель должен относиться к своему государству.

Конец ознакомительного фрагмента.

Страница 78
Продолжить чтение