Размер шрифта
-
+

Великие святые: Матрона Московская, Ксения Петербургская, Серафим Саровский, Сергий Радонежский - стр. 38

«Не было места унынию в мужественном сердце Сергия, – говорит преподобный Епифаний, – с радостью принимал он все скорби как бы от руки Божией; искушаемый, как золото в огне, он восходил от силы в силу; крепкий верою в Бога, он столь же крепко и уповал на Бога, по слову Писания: праведный же яко лев уповая (Притч 28:1), и: надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век… (Пс 124:1). Оттого и слышал он в своем чистом и богопреданном сердце великое слово обетования: «С ним есмь в скорби, изму его и прославлю его, долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое» (Пс 90:15–16). Равнодушный к своему спасению не может иметь такого упования – его носит в своем сердце только тот, кто во всем предал себя Богу и всем существом своим устремился к Нему единому, по выражению Давида: “…исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего” (Пс 68:4)».

Наконец пришло время, когда Господу было благоугодно поставить сей благодатный светильник на свещник, чтобы он светил из своей пустыни всей православной России, чтобы от его света зажгли свой свет и другие светильники и разнесли сей свет по лицу родной земли. Своим пустынным подвигом Сергий исполнил во всей широте первую половину великой заповеди Божией о любви: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф 22:37); оставалось – и теперь Господь призывал его – исполнить в такой же полноте и вторую половину сей заповеди: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф 22:39). Смиренно трудился он в пустыне для Господа – настало время столь же смиренно послужить и ближнему ради Господа. И смиренный послушник воли Божией не отрекся возложить на себя тяготу чужую, по слову Апостола: «друг друга тяготы носите (Гал 6:2), не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте» (Флп 2:4).

Глава VII

Первые сподвижники

Радуйся, светильниче, елеем милости кипящий, Радуйся, на свещнице славы небесныя горящий!

Акаф. 2. Ик. 12

Радуйся, крине райскаго прозябения!

Акаф.1. Ик. 7

Радуйся, притекающих к тебе спасения ходатай!

Ик. Минеи
Благоуханный цветок. Молва народная о пустыннике Радонежском. Первые пришельцы. Благодатное слово подвижника. Обитель двунадесяти. Пустынные порядки. Игумен Митрофан. Несбывшаяся надежда Сергия. Первый всем слуга. Стефан возвращается к Сергию. Двенадцатилетний постриженник
(1349–1354)

Не может град укрытися верху горы стоя (Мф 5:14). Нельзя скрыть цветка благоухающего и в дикой траве: его найдут по запаху, по благоуханию; так же не мог укрыться и Сергий в дремучем лесу, в любезном своем одиночестве. Далеко разносилось благоухание его жизни святой, и услышали, сердцем ощутили это благоухание люди, имевшие, по выражению святителя Филарета, «очищенное чувство духовное или, по крайней мере, ищущие очищения». А скорбные обстоятельства того времени, о которых мы уже говорили в III главе, еще более располагали таких людей бежать из мира в дебри пустынные; благо, там нашелся благодатный муж, способный утолить жажду души, зажечь и поддержать в ней тот огонек, при свете и теплоте которого легко несется всякое бремя жизни и становится легким благое иго Христово.

Страница 38