Размер шрифта
-
+

Великие русские женщины. От княгини Ольги до Терешковой - стр. 21

«Все государство пришло во время ее правления через семь лет во цвет великого богатства»

(Б. И. Куракин)

К тому же Хованский ратовал за возвращение старообрядческой веры и против никонианских реформ, которые поддерживали дед, отец и брат Софьи, называвшие раскольников еретиками. Решить этот вопрос помог «спор о вере», диспут, в котором приняли участие старообрядцы во главе с Никитой Пустосвятом, приглашенные Хованским, и патриарх с архиереями, на стороне которых была Софья. В спорах на площади шансов у сторонников Никона не было, там голосовали бы луженые стрелецкие глотки, и тут царевна объявила, что и она сама, и ее сестры и тетки желают присутствовать на дискуссии, а на площадь незамужним девицам «выходить зазорно». В Грановитой же палате явный перевес оказался за православными иерархами, и лишь благодаря хитрости Софьи удалось удержать церковь и страну от новой волны раскола.


В. Г. Перов «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1880–1881)


Можно много говорить о беспутстве и властолюбии царевны, но надо помнить, что именно во время ее правления, собственно, и начались реформы, которые потом завершил сам Петр и которые привели, по словам историков, к возникновению могущественной Российской империи.

«Злодейка»-царевна провела перепись населения, ужесточила меры против бродяжничества, настоящей беды Российского государства в то время, повелела назначать на доходные места бояр и дворян только по личным заслугам, а не по происхождению или протекции, приказала принять и поселить в Немецкой слободе многих иностранцев, в частности бежавших из Франции протестантов. В 1686 году Софья сумела заключить с Польшей «Вечный мир», договор, по которому завершалась русско-польская война, шедшая с 1654 года, и по которому Киев навсегда отходил России, а Речь Посполитая отказывалась от протектората над Запорожской Сечью. В 1687 году царевна повелела основать Славяно-греко-латинскую академию – первое русское светское учебное заведение, из которого потом был образован Императорский Московский университет.

Славяно-греко-латинская академия – первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве, открытое на основе школы при Богоявленском монастыре. В первое время оно называлось Эллино-греческой академией. На обучение принимали юношей всех сословий. Первоначально там преподавались греческий, латинский и славянский языки, «семь свободных искусств» и богословие. Впоследствии из стен академии вышли многие видные деятели православной церкви и русской культуры XVII–XVIII веков (Ф. П. Поликарпов-Орлов, К. Истомин, В. К. Тредиаковский, первые профессора Московского университета Н. Н. Поповский и А. А. Барсов).

Страница 21