Великие мысли великих людей. XIX – XX век - стр. 27
Не было бы риска – не было бы и прогресса.
В жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.
ЖЮЛЬ ВЕРН (1828–1905) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ОДИН ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ ЖАНРА НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ. МНОГИЕ ИДЕИ ВЕРНА ОКАЗАЛИСЬ ВПОСЛЕДСТВИИ ВОПЛОЩЕННЫМИ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Не может быть таких обстоятельств, при которых человек имел бы право посягать на свободу себе подобных.
Всякий человек, превосходящий других по интеллекту и нравственным качествам, помимо своей воли или желания отвечает за других.
Придет время, когда наука опередит фантазию.
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ (1863–1945) – РУССКИЙ УЧЕНЫЙ, ОСНОВАТЕЛЬ ГЕОХИМИИ, БИОГЕОХИМИИ, РАДИОГЕОЛОГИИ, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК И АКАДЕМИИ НАУК СССР. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ВЫСТУПАЛ ЗА ПРЕТВОРЕНИЕ В ЖИЗНЬ ТРАДИЦИЙ И ПРИНЦИПОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ГУМАНИЗМА, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ ОТ УЧЕНЫХ ПОСТИГАТЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ ДЛЯ БЛАГА И СЧАСТЬЯ ЛЮДЕЙ, ШИРОКО РАСПРОСТРАНЯТЬ ЗНАНИЯ В МАССАХ, БОРОТЬСЯ ЗА СОЮЗ НАУКИ И ДЕМОКРАТИИ.
Ученые те же фантазеры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают.
Я вполне сознаю, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведет меня в дебри; но я не могу не идти по нему, мне ненавистны всякие оковы моей мысли, я не могу и не хочу заставить ее идти по дорожке, практически важной, но такой, которая не позволит мне хоть несколько более понять те вопросы, которые мучают меня… И это искание, это стремление – есть основа всякой научной деятельности.
Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения.
Как христианство не одолело науки в ее области, но в этой борьбе глубже определило свою сущность, так и наука в чуждой ей области не сможет сломить христианскую или иную религию, но ближе определит и уяснит формы своего ведения.
Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя.
В истории развития человечества значение мистического настроения – вдохновения – никогда не может быть оценено слишком высоко. В той или иной форме оно проникает всю душевную жизнь человека, является основным элементом жизни.
Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывают еще его истинности. Нередко видно обратное. Сложным и кружным путем развивается научная истина, и далеко не все научное мировоззрение служит ее выражением.