Размер шрифта
-
+

Великие монастыри. 100 святынь православия - стр. 52

Во время почти тридцатилетнего владычества здесь турок почти во всех монастырях Поднестровья жизнь снова замерла, осиротели и Лядовские церкви. На отвоеванных у турок в конце ХVII в. территориях церковная жизнь получила новый толчок. Две церкви («две пещеры») в одной скале Лядовского монастыря были освящены православными в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и святой великомученицы Параскевы Пятницы.

В начале ХVIII в. на протяжении нескольких десятилетий в ней находились греко-католики. После вхождения Подолья в состав Русской империи Лядовский монастырь снова возвратился к православию.

Предметом особого поклонения православных на монастырской горе и в Лядовских храмах стали две святыни. Первая – каменный крест для обозначения, что это территория религиозная и монастырская, находится под защитой Божией. Второй святыней была старинная, чрезвычайно чтимая икона Усекновения честной главы Крестителя Господнего Иоанна. Она с давних времен считалась чудотворной. Также здесь почитаются старинный колодец и Антониевый источник, которые много столетий поили и исцеляли паломников, направлявшихся к монастырю.

В середине XIX в. Лядовский монастырь стал превращаться в заметный хозяйственный центр Подолья. С 1849 по 1854 год в Лядовском приходе действовало училище для крестьян. А в 1860–1861 годах было открыто два училища: раздельно для крестьянских мальчиков и девочек. В начале ХХ в. Лядовскому церковному приходу принадлежало свыше 50 десятин земли в долине возле Днестра.

В 30-е годы церкви монастыря были взорваны. Сила взрыва была такой, что часть купола церкви Иоанна Предтечи люди видели в Днестре. Уничтожены были также все пристройки: двухэтажная галерея-отель, восьмикупольная церковь – достройка к большой и маленькой церкви, все иконостасы, колодцы. Часть старинных книг и икон, которые были в церквях, передали Слободо-Ярошевской церкви, а часть, в том числе уникальные иконы, написанные на цинковых пластинах киевским художником Дудкевичем, были разворованы и бесповоротно утрачены.

Только в 1998 году началось воссоздание монастыря. Это сделали монахи, пришедшие из Почаевской лавры.

Cвято-Благовещенский Муромский мужской монастырь

Россия, Владимирская обл., г. Муром, ул. Красноармейская, д. 16.

Монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает святому благоверному князю Константину (Ярославу) Святославичу – сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого.

Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии и приняли крещение в водах озера Кстово, находившегося неподалеку от города.

Страница 52