Размер шрифта
-
+

Великие люди, которые изменили мир - стр. 42

Отец решил повезти Вольфганга в Италию, на родину оперы. Он был уверен, что, покорив своим необыкновенным талантом итальянцев, его сын завоюет себе достойное место в жизни.

С 1770 по 1773 годы Моцарты посетили крупнейшие города этой страны – Венецию, Неаполь, Рим, Милан, Флоренцию… Второй раз в своей жизни Вольфганг, теперь уже четырнадцатилетний музыкант, переживал триумф. Его концерты неизменно проходили с аншлагами, пользовались таким успехом, что частенько к месту выступления ему помогали прокладывать дорогу силой.

Юноша выступал как клавесинист-виртуоз (особенно всех удивляла необычайная подвижность его левой руки) и аккомпаниатор, скрипач и органист, дирижер и певец-импровизатор. Выступления поражали сложностью и разнообразием, а программа концертов часто целиком состояла из произведений самого исполнителя. Моцарт также играл на органе в монастырях и соборах.

Миланский оперный театр, крупнейший в мире, заказал Моцарту оперу «Митридат, царь Понтийский». За полгода Вольфганг написал это сложное произведение, блестяще справившись со своей задачей. Опера шла двадцать раз подряд с неослабевающим успехом и привела к новому взрыву восхищения и удивления гениальным мальчиком. Моцарт получил заказы на новую оперу («Люций Сулла») и другие произведения. Поразили итальянцев и фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память. Прослушав в Сикстинской капелле в Риме многоголосное хоровое произведение, Моцарт запомнил его и, придя домой, записал. Произведение это считалось собственностью церкви и исполнялось всего два раза в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом сурового наказания. Но перед юным музыкантом отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил ноты и не списывал их, а запомнил! Еще более необычным фактом стало избрание Вольфганга членом Болонской академии. Впервые в истории академии ее членом стал такой молодой человек.

Во время пребывания в Италии Моцарт значительно расширил и обогатил свои знания. Сильное впечатление оставили у восприимчивого мальчика произведения знаменитых итальянских композиторов, живописцев, скульпторов. Он посещал оперы, концерты, народные праздники, изучал манеру итальянского пения. Его симфонии, оперы и многие другие произведения позже станут свидетельством глубокого проникновении юного композитора в характер итальянской музыки.

Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Леопольду казалось, что он сможет устроить судьбу сына, обеспечив ему достойное существование. Его сын не будет вынужден вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге! Но этим надеждам не суждено было сбыться. Молодой музыкант, имя которого было у всех на устах, так и не смог найти работу в Италии. Гениального юношу, как прежде чудо-ребенка, никто из сильных мира сего не сумел оценить по-настоящему. Итальянцев настораживала самобытность дарования Моцарта, серьезность и вдумчивость его музыки, отступление от укоренившихся вкусов. Пришлось отцу и сыну возвращаться домой, в провинциальный Зальцбург. Недавно испытанный успех делал обратный путь еще более безрадостным. Моцарт больше никогда не был в Италии, и вскоре его там забыли. Трудное, но счастливое детство и юность Вольфганга закончились. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд.

Страница 42