Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях - стр. 56
После встречи с шахом Хомейни вернулся в Кум и несколько лет преподавал там в медресе, а также работал над книгой по шариату. По иранским меркам, он был весьма богатым человеком. Он и его братья извлекали большие доходы из принадлежащих им земельных наделов, которые обрабатывали около трех тысяч крестьян-арендаторов. Однако в отличие от братьев Хомейни значительную часть своих доходов распределял в качестве стипендий среди посещавших его занятия учеников медресе.
Подпольная преподавательская деятельность и написание значимых для исламского вероучения сочинений чрезвычайно возвысили духовный авторитет Хомейни, и в конце 1950-х годов он превратился в религиозного деятеля высшего ранга – аятоллу, которых в то время в Иране насчитывалось несколько сот человек.
Аятолла стал признанным Учителем духовных лидеров страны. Он подготовил около 1200 религиозных деятелей Ирана. Причем в дискуссиях он поощрял учеников, оспаривающих его мнение. Согласно шиитской традиции, тот, кто представляет собой образец благочестия и является примером для шиитов, называется имамом. Аятолла Хомейни при жизни простонародьем был назван имамом.
В начале 1960-х годов пользующееся поддержкой США правительство шаха проводило политику вестернизации страны. На утверждение меджлиса был выдвинут законопроект шахского премьер-министра Амира Асадоллы Алама, который предоставлял женщинам право на участие в выборах, а в качестве святыни, на которой должны были давать клятву кандидаты, предлагалась «священная книга». При этом имелся в виду не обязательно Коран. Ею могла быть Библия. В этом шиитские улемы из Кума усмотрели угрозу интересам ислама и себе.
Широкая и открытая политическая деятельность имама начинается в 1962 году, когда он выступил против этого законопроекта. Хомейни возглавил забастовку духовенства, вынудившую правительство Асадоллы Алама отказаться от законопроекта. В январе 1963 года он также призвал бойкотировать шахский референдум по вопросам проведения реформ в своей отсталой стране.
Начавшиеся в Иране широкомасштабные выступления в поддержку имама были подавлены полицией, референдум был проведен 26 января 1963 года, а имам Хомейни арестован и препровожден в Тегеран, где провел в заключении 2 месяца. Он в открытом манифесте заявил: «Я вижу решение – в смещении этого правительства за нарушение заветов ислама…» Обращаясь к шаху, Хомейни назвал его «доверенным лицом Израиля» и призвал народ «восстать и сбросить тиранию». В своем известном заявлении от 2 апреля 1963 года под названием «Любовь к шаху – это потворство грабежу народа» аятолла добавил: «Я готов к тому, что мое сердце будет пронзено штыками ваших агентов, но я никогда не подчинюсь вашим несправедливым требованиям и не склонюсь перед вашей жестокостью».