Великие империи мира - стр. 46
Особенно роскошны были дворцы римских императоров. Римский историк Луций Анней Сенека (около 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.), описывая «Золотой дом» императора Нерона, сообщал, что он был настолько обширен, что в нем были три портика, его окружали искусственный пруд, напоминавший море, рощи и виноградники. Сады были наполнены многочисленными статуями, а в парках изобиловали беседки, термы и фонтаны. Потолок столовой был выложен пластинками слоновой кости, во время пиров он раздвигался и оттуда сыпались цветы. Стены были облицованы разноцветным мрамором и обильно украшены позолотой.
В Риме устраивали небывалые пышные празднества и игры. Чтобы поразить пресыщенную римскую публику, императоры не останавливались ни перед чем. Например, император Нерон (37–38 гг. н. э.) в честь коронации царя Армении приказал покрыть арену возле дворца колоссальным полотнищем с вышитыми на нем звездами. Также в каждом римском городе обязательно устраивали амфитеатры для любимых всем зрелищ – гладиаторских боев и травли зверей.
Римляне гордились своим происхождением. В связи с культом предков в Риме большой популярностью пользовался скульптурный портрет. Мастера с необычайной точностью передавали портретное сходство с лицами своих моделей, подмечая все характерные детали и индивидуальные особенности.
«Хлеба и зрелищ», – как писал римский поэт Децим Юний Ювенал (около 60 – около 127 гг. н. э.), – таков был лозунг праздных римских жителей, проводивших значительную часть своего свободного времени в толпах на Форуме, на улицах, в термах или базиликах, в амфитеатрах или цирке. Жадные до зрелищ римляне изобрели триумфы – торжественные шествия в честь победы над врагами. Как правило, победителей встречало исступленное ликование сотен тысяч граждан. Так, историк Плутарх сообщал о пышном триумфе полководца Павла Эмилия, который по завоевании Греции в течение трех дней вывозил свою добычу: «первый день на 250 огромных телегах провезли взятые у греков статуи и картины, на другой – появился целый арсенал оружия, несколько тысяч человек тащили на плечах сосуды с серебряной монетой, на третий – несли золото в деньгах, золотую посуду побежденного македонского царя Персея». (Р. Ю. Виппер. «История Древнего мира». М.: Республика, 1993).
Дома в Риме обычно строили из кирпича, крыши отделывали оранжевой черепицей. На шумную улицу выходила только глухая стена с одной дверью. Как правило, в центре построек находился небольшой внутренний дворик с колоннадой (перистиль), вокруг которого были расположены все помещения со стенами, украшенными фресками, и полами, отделанными мозаикой. Двор утопал в зелени и был окружен мраморной колоннадой, украшен фонтанами и великолепными статуями.