Великие империи мира - стр. 14
Если сердце перевешивало справедливость, то его съедало страшное чудовище с головой крокодила и телом льва; если же добрых дел было больше, то египтянин мог наслаждаться вечной жизнью в «райских полях». Большую роль в Египте играл заупокойный культ. Загробная жизнь представлялась египтянам продолжением земной. Но человек не мог существовать после смерти без тела, поэтому необходимо было сохранить его. После смерти человека его тело омывали священной водой Нила. Затем мастера-бальзамировщики вынимали внутренности и пропитывали их благовониями, а потом складывали в специальные сосуды, называемые канопами. Крышки сосудов были сделаны в виде голов богов – сыновей Гора. Тело пропитывали растворами солей и благовонными маслами, после чего плотно обматывали погребальными пеленами. На грудь клали священные амулеты – скарабея, анх и столбик джед, а лицо закрывали маской с чертами лица умершего, чтобы душа могла возвратиться в тело хозяина. Тело умершего помещали в украшенный саркофаг, а затем – в гробницу, служившую ему домом после смерти. Особенно роскошны были гробницы фараонов. Как и на земле, в них было много комнат, украшенных великолепными росписями со сценами счастливой повседневной жизни. Душа в загробном мире должна была иметь все то, чем человек пользовался при жизни: разнообразную домашнюю утварь, одежду, личные вещи, драгоценные украшения, еду. В гробницу помещали статуэтки слуг, которые будут служить ему в загробном царстве, и обязательно скульптурные изображения умершего. Человека изображали или сидящим с руками, положенными на колени, или стоящим с опущенными руками, прижатыми к телу, и выдвинутой вперед ногой. Скульптуры обязательно раскрашивали: тела мужских фигур – в красновато-коричневый цвет, а женских – в светло-желтый; одежды были белыми, а волосы – черными. В глазницы вставляли искусно сделанные глаза из хрусталя, слоновой кости и драгоценных камней.
В эпоху Нового царства появился обычай помещать в саркофаг свиток папируса с текстом «Книги мертвых». Книга представляла собой собрание заговоров, заклинаний, магических формул и всего того, что должна была произнести душа, чтобы преодолеть все препятствия на пути в загробное царство Осириса. В эпоху эллинизма появился обычай вкладывать в бинты мумии на месте лица специально выполненные портреты, которые писались на доске или полотне в технике восковой живописи. По месту первой находки подобных изображений в оазисе Фаюм их стали называть фаюмскими портретами.
Джед – символ деревянной колонны, в которой согласно мифу находился сундук с телом Осириса. Один из самых распространенных священных символов иногда изготовлялся из вставленного друг в друга тростника.