«Великая перезагрузка» в мире денег и финансов - стр. 32
Так вот, к вопросу о прошлом. Даже не о том, какое имело место две тысячи лет и касается времени земного служения Христа. О прошлом, которому всего 21 год. Летом 2000 года на юбилейном Архиерейском соборе был принят важный официальный документ Русской православной церкви (РПЦ) «Основы социальной концепции Русской православной церкви». Я его тогда внимательно изучил. На заседаниях Русского экономического общества имени С. Ф. Шарапова (РЭОШ, далее – Общество), которым я руковожу, мы также обсуждали отдельные разделы этого документа. И я, и мои коллеги рассчитывали, что документ станет своеобразным «компасом» для христиан в их земной жизни и для священства в его пастырском служении.
За 21 год и в мире, и в России произошло очень много судьбоносных событий, которые можно и нужно осмысливать с помощью «Основ социальной концепции Русской православной церкви». Роль высшего церковного начальства в этом осмыслении очень велика. Во-первых, такие события должны комментироваться с позиций «Основ…» и в более широком плане – христианского богословия. Во-вторых, при необходимости церковное начальство должно возвышать свой голос либо в поддержку каких-то решений светской власти, либо, наоборот, выражать свое несогласие с такими решениями. Так было на протяжении многовековой истории Христианской Церкви. Так должно быть и сегодня.
Меня в «Основах…» по понятным причинам интересуют особенно те части документа, которые сопрягаются с моей повседневной профессиональной деятельностью как экономиста. Вот, например, раздел XVI.3., который называется «Вызовы глобализации». Раздел начинается следующим фрагментом:
«Глобализация имеет не только политико-правовое, но также экономическое и культурно-информационное измерения. В экономике она связана с возникновением транснациональных корпораций, где сосредоточены значительные материальные и финансовые ресурсы и где трудится огромное количество граждан разных стран. Лица, стоящие во главе международных экономических и финансовых структур, сосредоточивают в своих руках огромную власть, не подконтрольную народам и даже правительствам и не признающую никаких пределов – будь то государственные границы, этническо-культурная идентичность или необходимость сохранения экологической и демографической устойчивости. Подчас они не желают считаться с традициями и религиозными устоями народов, вовлекаемых в осуществление их планов. Церковь не может не беспокоить и практика финансовых спекуляций, стирающая зависимость доходов от затраченного труда. Одной из форм этих спекуляций являются финансовые “пирамиды”, крушение которых вызывает широкомасштабные потрясения. В целом подобные изменения в экономике приводят к утрате приоритета труда и человека над капиталом и средствами производства