Размер шрифта
-
+

Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.) - стр. 16

Личное знакомство цесаревича с гессенской принцессой состоялось несколькими днями ранее – 27 мая в селе Красном. Из его дневника: «Встретили невесту д<яди> Гега (вел. кн. Сергея Александровича – Сост.), красивую Е.». Вскоре Николай начнет нежно называть Елисавету Феодоровну «тетенькой», а она будет обращаться к нему не иначе, как «дорогой, милый Ники». Он останется для нее «милым Ники» на всю оставшуюся жизнь, длиною в 34 года, из которых только первое десятилетие придется на мирное, светлое царствование Александра III, а следующая четверть века, выпавшая на правление самого Николая, станет «кошмарными» годами постепенного планомерного разрушения Российской Империи. Жизнь обоих увенчается следованием крестному пути Спасителя. Лишь на один день Великая Матушка переживет Последнего Царя.

Святая княгиня из дома Романовых… Ее письма к царю полны советов, предостережений и благословений. Но каков круг этих вопросов? Они продиктованы только интересами Императорского Дома Романовых или касаются государственной политики и жизни Русской Православной Церкви? На чем основано ее «право» вмешиваться в дела государства и Церкви? Ей дают это право родственные узы или же это голос преданного верного друга?

В последних письмах к государю Великая Матушка сравнит с себя с Жанной д’Арк, говорившей со своим королем Карлом VII от имени Божиего: «Слова св. Жанны д’Арк: «Если я унываю от того, что не могу своей верой разжечь сердца других, я удаляюсь и молюсь в уединении, Я взываю к Нему, прошу сострадания и помощи, чтобы люди услышали меня. И в конце молитвы я слышу Его Голос: Дерзай, Дщерь! Дерзай! Дерзай! Дерзай! Я не оставлю тебя – дерзай!’. И когда я слышу этот Голос, я испытываю великую радость. О, если бы я всегда могла Его слышать!»[9]. Читая эти святые слова, вселяющие мужество, я позволю себе смиренно обратиться к тебе с несколькими словами…»[10] Почему именно Жанна д’Арк? От того ли, что в Ватикане в это время был поднят вопрос о ее канонизации[11]? А может, из-за «права» французской девушки говорить правду своему королю, которому она столь преданно служит?

По земному пути великая княгиня и император шли рядом, помогая друг другу, сопереживая в горе и сорадуясь в счастье. Их связывали не только родственные узы, но прежде всего близкие, можно сказать, дружеские отношения – «сердце с сердцем говорило». Их дружба стала опорой в служении Богу, Самодержавию и Отечеству, связь друг с другом будет настолько сильна, что переживет и 1917 год.

Православие, Самодержавие, Россия – цесаревич Николай впитал эти идеалы от рождения, а Елисавете Феодоровне предстояло прийти к ним самой, в России.

Страница 16